В единстве с Богом!
Поиск








Пролог

вернуться

06 января 2014
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в навечерие Рождества Христова


Сегодня Божественная литургия Василия Великого по уставу соединяется с вечерней, и богослужение начинается вечерней. Так в древности и было — эта служба совершалась вечером. Ныне, для удобства прихожан, по сложившейся традиции мы совершаем это богослужение утром. Во время вечерни полагается чтение паримий. Паримии — это отрывки из ветхозаветных книг. В частности, сегодня был прочитан небольшой отрывок из пророчества Иеремии. Великий пророк Иеремия многое предвидел, многому учил своих соплеменников с огромной силой веры и дерзновением. И в сегодняшнем чтении содержатся такие поразительные слова пророка Иеремии: угодное Богу разумно и для нас (см. Вар. 4:4).

Если глубже вдуматься в эти замечательные слова, то каждый поймет: то, что угодно Богу, и является высшей ценностью для человека, является истиной. Оно разумно для нас. И не только для древних жителей Палестины, к которым обратил Иеремия это пророчество в связи с особым прозрением Рождества Христова, — эти слова и сегодня звучат для нас как набат, потому что, наученные иными учителями, мы разумным почитаем то, что с Богом вовсе не связано. Мы почитаем разумными деяния человеческого разума. Мы почитаем разумным правильное управление жизненными процессами, включая политику и экономику. Мы почитаем разумным рачительное отношение к деньгам. Мы почитаем разумным многое, что не является волей Божией, а проистекает из опыта человеческого. И эту человеческую мудрость не нужно с легкостью отбрасывать в сторону. Если ты человек верующий, и эта человеческая мудрость должна быть востребована, но нужно помнить, что эта человеческая мудрость способна послужить благу людей только тогда, когда она соединяется с мудростью Божественной, с Божественной истиной.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума — всё о том же. Свет разума — это и есть Божественная мудрость, это и есть Божественная истина, которая открыта людям через Господа нашего Иисуса Христа. Это конечная, абсолютная истина; и какое великое счастье, что Бог дал эту истину, эту мудрость роду человеческому. Он дал нам некое мерило правды, мерило истины, ведь человеческий разум может производить на свет не только то, что в полной мере отображает опыт и мудрость людей, но и то, что является производной от его греховного начала.

Величайшее заблуждение современных философов и мыслителей заключается в том, что на один уровень ставится все то, что люди сегодня изобретают и выдумывают, — все человеческие мудрования. Это проистекает от подчеркнутого уважения к человеческой свободе — мол, ничто не должно ограничивать этой свободы, и каждый может думать и говорить то, что он желает, каждый может производить на свет любую человеческую мудрость. Но тогда возникает вопрос: а кто же будет судить эту мудрость, кто является мерилом этой мудрости? Один человек не может быть мерилом мудрости для другого. Если люди теряют Божественное и неизменное мерило истины, они теряют саму истину, потому что истина мельчает, истина поглощается человеческими мудрованиями и увидеть эту истину уже практически невозможно.

Задача Церкви, которая с трепетом празднует Рождество Спасителя и утверждает, что Он есть Свет истины, и заключается в том, чтобы каждому человеку говорить о самом главном, о том, что Божественная истина есть мерило истины человеческой, но никак не человеческая мудрость является мерилом Божественного откровения. Вот почему, критически воспринимая все, что происходит от человеческого ума, мы преклоняем свои колена и с трепетом, с глубокой непререкаемой верой, как дети воспринимаем Слово Божие, в котором и заключена Божественная истина.

А что будет, если люди потеряют эту истину? Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), говорит Господь. Если люди потеряют истину, они потеряют путь, идя по которому, только и можно жить. Вне этого пути нет жизни. Даже если люди сейчас не идут по пути Христову, то сам факт присутствия Божественной истины в жизни человеческого рода помогает им — даже тем, кто называет себя людьми неверующими, — сохранять некую генетическую память, сохранять в этой памяти Божественную истину. А если истина будет погублена, раздроблена, поглощена человеческой мудростью, то, стало быть, человечество окончательно сойдет с пути, который Бог ему предначертал. На путях этих блужданий нет жизни.

Поэтому, утверждая непререкаемое значение Божественной истины, призывая людей этой истиной измерять любую человеческую идею, любое человеческое учение, любое человеческое мудрование, Церковь призывает людей, все человеческое сообщество к жизни. И праздник Рождества Христова наполняется особым смыслом, великим содержанием, торжественной силой. Он открывает нам горизонты и земного, и вечного бытия. Он помогает наш человеческий ум возвысить до Божественного знания, развивать жизнь и настоящую, и будущую. Другим словами, через рождение в мир Спасителя те, кто принимает Его Слово, те, кто принимает Божественную истину, обретают великую силу, способную преодолевать тяготение смерти и разрушения и бороться за жизнь рода человеческого — ту самую жизнь, которая не завершается с окончанием нашего физического бытия, но уходит в вечность.

Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Рождества Христова. И пусть переживание этого Божественного события, величайшего, может быть, в истории человеческой цивилизации, поможет каждому из нас укрепиться в вере и верности Богу, в верности хранения Божественной истины и утверждения ее в нашей повседневной жизни. Аминь.

Закон Божий


Яндекс.Метрика