В единстве с Богом!
Поиск








Пролог

вернуться

14 января 2014
14 января - день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской


Святой, чья память совершается в этот день, был удивительным человеком, сочетавшим в себе святость жизни с выдающейся образованностью, стремление к уединенной монашеской жизни с активной общественной деятельностью, глубину богословия - с несомненным литературным и ораторским талантом. Василий Великий стал одним из наиболее значимых отцов Церкви.

Будущий святитель родился в большой и богатой аристократической семье в Кесарии. Эта семья совершенно уникальна по своему значению в истории Церкви. В числе 9 сестер и братьев Василия Великого было еще трое святых: Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Отец Василия был известным ритором в Неокесарии, кроме христианского воспитания, он стремился дать детям и блестящее образование. Будущий Кесарийский епископ учился сначала в своем родном городе, потом в столице империи Константинополе. Некоторое время он брал уроки в Антиохии у прославленного ритора Либания, впоследствии ставшего учителем Иоанна Златоуста. Василий Великий до конца жизни с почтением относился к своему учителю и переписывался с ним, хотя тот и остался язычником и сознательным противником христианства. Либаний, в свою очередь, также гордился своим учеником-христианином.

Любимым воспитанником антиохийского ритора, однако, стал другой известный деятель той эпохи, жестокий гонитель христиан - император Юлиан Отступник. Пути Юлиана Отступника и Василия Великого еще дважды пересекутся. Первый раз - в знаменитом Афинском университете, куда будущий святитель отправился закончить образование. По интересному стечению обстоятельств, Юлиан стал однокашником Василия. В эту удивительную университетскую группу вошел и другой великий ученик этого учебного заведения, будущий отец Церкви Григорий Богослов. Василий и Григорий подружились и пронесли эту дружбу через всю свою жизнь. По воспоминаниям Григория Богослова, у друзей были лишь два пути из комнаты, где они жили: на занятия и в храм.

Удивительно, как из одного источника античной мудрости разные люди извлекли нечто совершенно противоположное: Василий и Григорий — важные знания для евангельской проповеди и обоснования догматов Церкви, а Юлиан — ненависть к христианству. Не случайно, император-отступник, в первую очередь, запретил христианам преподавать и учиться в высших учебных заведениях. Он-то знал, насколько важны для Церкви высокообразованные люди, такие как Василий Великий и Григорий Богослов. Не случайно и то, что о смерти Юлиана во время персидского похода, в пророческом видении узнал именно Василий Великий.

Афины много дали будущему святителю. Здесь приобрел он ту богатую эрудицию, которой так выделялся впоследствии; изучал и врачебную науку. Здесь он сложился в блестящего оратора, достиг свободы в красноречии, «дышавшем силою огня». Здесь он научился философии и диалектике.

Однако по окончании образования Василий оставил ученую карьеру, и удалился в пустыню, где жил в постоянной молитве и строгой аскезе. Оттуда он был призван на епископское служение в родной город Кесарию. Тем не менее, любовь и уважение к знанию всегда оставались важной чертой мировоззрения и характера Василия Великого. Наиболее ярко это качество святителя было выражено в его знаменитой беседе «К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений». Василий Великий начинает ее с цитаты из древнегреческого поэта Гесиода:

Тот — наилучший меж всеми, кто всякое дело способен

Сам обсудить и заране предвидит, что выйдет из дела.

Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.

Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета

К сердцу не хочет принять — совсем человек бесполезный.

Святой советует юношам не уподобляться «бесполезным людям» и везде, где только можно, искать полезные знания: «трудиться по мере сил, беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза». В первую очередь, конечно - польза для души. И даже языческая литература содержит в себе множество истин и примеров праведности, близких учению христианства. Так, по словам Василия Великого, все поэмы Гомера за исключением отдельных случайных эпизодов являются «похвалой добродетели». И «славный Моисей, имя которого за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего». Конечно, не все из языческой мудрости приемлемо для христиан, «иное надо и отбросить». Святитель призывает юношей, в первую очередь, к здравому смыслу и к творческому христианскому осмыслению всего наследия человеческой культуры. Сам Василий Великий в своих трудах дает множество примеров подобной критической переработки античного знания.

Святитель Василий Великий был не чужд не только гуманитарных, но и естественных наук. Он является автором знаменитого «Шестоднева», посвященного толкованию библейского рассказа о сотворении мира. Эта книга - не только глубокий богословский труд, объясняющий мудрый замысел Творца о мире, но и в какой-то мере энциклопедия античных естественнонаучных знаний. Конечно, как оказалось впоследствии, многие из этих воззрений были неверными и устаревшими, но знал их святитель досконально, и они вполне соответствовали высшему уровню современной для святителя Василия науки. А наука, как известно, не стоит на месте. «Шестоднев» Василия Великого открывает для читателя особый христианский радостный взгляд на мир. Вместе с богословским трудом и научным трактатом эта книга - еще и поэма, восхваляющая красоту мира и мудрость Создателя. Мир для христианина - не просто скопление атомов: все мироздание пронизано светом божественной любви и мудрости. И далекие звезды и самые мельчайшие частицы вселенной подтверждают эту истину: «Если рассмотришь и камень, — пишет святитель Василий Великий, — то и он служит некоторым указанием силы Создателя. И то же найдешь, если рассмотришь муравья или комара, или пчелу, часто и в самых малых вещах видна мудрость Творца».

Василий Великий стал одним самых значимых отцов Церкви, одним из столпов, на котором утвердилось православное богословие. Глубокое знание античной философии, культура мысли, привитая ей, энциклопедические познания в других областях науки — были отнюдь не случайными чертами удивительной личности святого. Обращение к его богословскому наследию может опровергнуть многие набившие оскомину предрассудки о якобы изначальной невежественности христианства и его враждебном отношении к науке.

По церковному преданию, святитель Василий Великий был составителем литургии, которая служится в воскресенья Великого поста, в Великую субботу, в навечерия Рождества и Богоявления и в день памяти святителя.

Сайт "Закон Божий"

 

Закон Божий


Яндекс.Метрика