В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

03 марта 2014
3 марта - день памяти святителя Льва, папы Римского

Святитель Лев занимал первосвятительский престол Римской Церкви с 440 по 461 год - в эпоху, когда на христианском Востоке бушевали споры о том, кто же есть Христос? Православное исповедание Первого Вселенского Собора 325 года однозначно утверждало: Христос — Бог. Но логика человеческой мысли привела к другому вопросу: если Христос — Бог, то как возможно соединение человека и Бога в одной личности, и что при этом значит человек? Не «сгорает» ли он от этого соприкосновения с Богом? И в чем тогда ценность и смысл человеческого подвига Христа?

Этот вопрос не был праздной философской спекуляцией утонченного греческого ума, не был он и суетным «копанием» в божественных тайнах. По существу этот вопрос стал размышлением о человеческой свободе, о смысле человеческого подвига, личного усилия человека. «В последней своей глубине вся эта эпоха раскрывается как вопрошание о смысле Богочеловечества Иисуса Христа для мира и для человека, — писал прот. Александр Шмеман. – Ведь спор о Христе есть всегда спор о природе человека и об его назначении».

Выразить Православие в этом догматическом споре было суждено Римскому епископу Льву на Вселенском соборе 451 года, состоявшемся в предместье Константинополя – Халкидоне. С тех пор из «Халкидонского» догмата, как из своего источника, вытекает все православное богословие и его раскрывает и толкует.

Святитель Лев, папа Римский, родился в Италии в 390 году. Он получил великолепное образование, однако светской карьере предпочел служение Богу и стал архидиаконом Римского папы Сикста III. Лев показал себя выдающимся богословом, преданным Церкви и безупречно нравственным христианином. За эти качества он был единодушно избран папой после смерти Сикста. Произошло это 19 августа 440 года. Самого Льва на выборах не было — по заданию императора Валентиниана III он находился с дипломатической миссией в Галлии, поэтому посвящение состоялось уже после его возвращения в Рим, 29 августа 440 года.

В начале V века в Константинополе стало распространяться учение о том, что человечество Христа не такое как у прочих людей и поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать Христа с людьми. По существу это означало, что воплощение Бога, утвержденное на Первом Вселенском Соборе, было иллюзорным, то есть спасения человека не произошло. Однако это учение по ряду причин поддержал император Феодосий Младший и оно, несмотря на сопротивление епископов, было утверждено как норма Православия в 449 году на соборе в Ефесе, получившем в истории прозвание «разбойничьего».

На этот собор папа Лев не приехал - полчища гуннов во главе с Аттилой приближались к Риму. Папа прислал двух легатов и догматическое послание, адресованное епископу Флавиану Константинопольскому, которое, впрочем, еретики проигнорировали.

Оставшись в Риме, Лев готовился к встрече с гуннами, которые, предав огню и мечу Венецию и Лигурию, встали лагерем неподалеку от Вечного города. Папа решил лично отправиться в лагерь Аттилы, чтобы попытаться уговорить его не разрушать город. И свершилось чудо. Безжалостный кровожадный варвар, покоритель народов, после беседы со святителем совсем ушел из Италии, чем привел в изумление своих же военачальников. По преданию, именно папа Лев дал Аттиле прозвище «бич Божий». В честь этой победы папа Лев распорядился перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру апостола Петра, которая была установлена в базилике св. Петра в Ватикане. Рядом с базиликой св. Петра Лев основал два монастыря — св. Иоанна и св. Павла.

Тем временем до Рима дошли вести о «разбойничьем» ефесском деянии. Папа Лев немедленно отправил послов в Константинополь, требуя от императора пересмотра всего дела. Но Феодосий к этому времени уже умер, и трон заняла его сестра Пульхерия, понимавшая ошибочность еретического богословия. Пульхерия и ее муж император Маркиан поняли, что пришло время серьезно и до конца решить богословский вопрос, ввергший Церковь в смуту, для чего созвали Вселенский Собор, который открылся в Халкидоне в церкви святой Евфимии 8 октября 451 года. На этом Соборе «догматический томос» папы Льва, написанный еще к Собору 449 г., и был принят как норма православного учения. Халкидонский догмат гласил:

«Последуя Святым Отцам, мы согласно учим исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, одного и того же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения, от Девы Марии Богородицы по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие природ, но сохраняется особенность каждой и они соединяются в Одно Лицо и одну Ипостась; - не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Нашего Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас и как то предал нам символ отцов»...

«Две природы в соединении «неслитном, неизменном, нераздельном, неразлучном»: даже не искушенный в богословии и философии не может сразу не почувствовать, что именно в этих словах найдено было, наконец, то золотое правило, которого в таком напряжении жаждала Церковь, — пишет прот. Александр Шмеман. — Слова эти все отрицательные: что может сказать человеческий язык о тайне Личности Христовой! Но это отрицательное определение имеет неисчерпаемый религиозный смысл: оно навеки ограждает, описывает, выражает то, что и составляет саму сущность христианства, саму радостную тайну Евангелия. Бог соединился с человеком, но в этом соединении человек сохраняется во всей своей полноте: он ни в чем не умален. И вот - в нем полностью Бог: одна Личность, одно сознание, одно устремление... Халкидонский догмат дал человечеству новое измерение; его подлинная мера - Богочеловечество. И то, что «извне» может казаться риторическим равновесием слов, на деле выражает веру, надежду и любовь Церкви, двигающую силу всей нашей христианской жизни. Бог приходит к человеку не для того, чтобы умалить его, но чтобы Божественную Личность сделать личностью человеческой».

В 455 году папе Льву вновь пришлось защищать Рим от варваров. Ему удалось уговорить предводителя вандалов Гейзериха, захватившего Вечный город, не разрушать его и не проливать невинной крови. Защита Рима была для папы Льва защитой не только человеческих жизней. Он хотел сохранить великую римскую культурную и цивилизационную традицию, которой угрожала опасность погибнуть под натиском варварства. Именно поэтому он так старался усилить идею примата Римского епископа в Церкви, впоследствии, правда, переродившуюся в совершенно неприемлемое учение о папской непогрешимости. Однако во времена, когда Запад погружался в «темные века», папство оставалось единственной связью с римской традицией и с Византией. Авторитет Римского папы оставался непоколебим даже у германских варваров, которым, в конечном итоге, папство и передало римскую традицию, посеяв тем самым семена великого христианского Средневековья.

Скончался святитель Лев 10 ноября 461 года. Он стал первым Римским папой, похороненным в базилике святого апостола Петра в Ватикане. История усвоила ему именование Великого.

Закон Божий


Яндекс.Метрика