В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

23 2014
23 марта - Неделя Крестопоклонная

23 марта - Неделя Крестопоклонная  Третье воскресенье, или по-церковнославянски «неделя», Великого Поста называется Крестопоклонной. В этот день на богослужении всенощного бдения на середину храма торжественно выносится Крест. Всю последующую неделю, или «седмицу», после каждой церковной службы будет совершаться поклонение Кресту.

Смысл этого литургического обычая излагается в Синаксаре — тексте, который церковный Устав полагает читать на богослужении этого дня. «…Мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь...»

Крест, орудие смертной казни, стал источником радости и обновления после смерти на нем Господа Иисуса Христа. Теперь Крест — это путь к воскресению, а неизбежные в жизни страдания — залог блаженной вечности. Святые говорят о своем опыте Креста так: «Прохладно, отрадно под сению Креста святого! из-под корней его бьет ключ воды живой: учение Христово» (свт. Игнатий Брянчанинов). Поэтому в песнопениях Крестопоклонной недели больше сказано не о крестных страданиях, а о победе и радости воскресения. Более того, ряд текстов прямо взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день, просветимся, людие…».

В Евангелии, которое читается в этот день, есть такие слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Крест свой, по объяснения святых отцов, это скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека — свои. Вера в то, что жизнь человека в руке Божией, что скорби ему попускает Христос, чтобы сделать причастником спасительных страданий, делает личный, человеческий крест крестом Христовым. Святые свидетельствуют, что крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом только личным. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», по слову Господа.

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа», - говорит апостол Павел (Гал. 6, 14). Крест заключает в себе такое утешение, что даже среди страданий христианин ощущает радость. Христос, пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «не снимает тернового венка с возлюбленного Своего, потому что так венчаются в цари Небесного Царства, но посылает в душу благодатную сладость, залог предвкушения вечного блаженства, — и перед лицем сей сладости исчезают временные скорби, — по крайней мере, много притупляется острие их». «Радуйся же, чувствуя на себе крест, — говорит святитель Феофан Затворник, — ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!»

Крест Христов с древних времен был предвозвещен и представлен в виде образов. «Отец многих народов», как назвало Священное Писание Авраама, беспрекословно подчинился, как только услышал от Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе»(Быт.12:1). В этих словах заключалась тайна Креста, поскольку оставить отечество и есть Крест. Сын Авраама Исаак прообразовал собой Крест, когда послушно шел за своим отцом, которому Бог повелел принести сына в жертву (Быт. 22). Он был послушен подобно Господу Иисусу Христу, Который был послушен Богу-Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

Ягненок, которого Господь, испытав веру Аврааму, повелел заклать вместо Исаака, прообразовал Агнца Божия, данного ради нас на заклание; и даже кусты, в которой ягненок запутался рогами, по объяснению святых отцов, были тайной образа Креста, поэтому Писание и назвало их «чащей Савек» (Быт. 22:13 – в славянском и греческом тексте), то есть «чащей Оставления», как и Крест именуется «спасительным Древом».

Остальные ветхозаветные прообразы Креста Христова приводить «не достанет времени», как сказал апостол Павел (см. Евр. 11:32). В послании к Евреям Павел изобразил искупительное дело Христа как служение Первосвященника... Христос входит в мир сотворить волю Божию. Духом вечным Самого Себя приносит Он Богу на Кресте, приносит кровь свою в очищение грехов человеческих. С кровью Своею, как с кровью Нового Завета, проходит Он небеса и входит в самое святилище, за завесу... За претерпение смерти увенчивается Он славою и честью, и садится одесную Бога навсегда. Господь восстает из мертвых, исходит от гроба как Жених из чертога брачного. Это совершается силой Божией, как силой Божией совершится в последний день и всеобщее воскресение.

«Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, — говорит Синаксарь Недели Крестопоклонной, — до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...»

Итак, укрепленные и ободренные, вступают христиане во вторую половину Великого Поста.

По материалам статьи прот. Александра Шмемана "Неделя Крестопоклонная"

Закон Божий


Яндекс.Метрика