В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

21 марта 2014
21 марта - празднование в честь Курской - Коренной иконы Знамения Божией Матери

21 марта - празднование в честь Курской - Коренной иконы Знамения Божией Матери В 1295 году в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы.

Факт этот описывается так: "Случилось одному благочестивому мужу с товарищами прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г.Курска по его разорения, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оной муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси. Изображение Богоматери на иконе с поднятыми в мольбе руками свидетельствовало о многом. Она как бы подсказывала православным курянам, что она защитит их, что она молится за них перед Господом.

В XIII веке несколько иную судьбу, чем Курск, имел Рыльск. Ему удалось избежать жестокого разрушения во время нашествия Орды. Но и он стал городом, который должен был платить огромную дань татаро-монголам, как и все другие поселения, оставшиеся неразрушенными. Особенные трудности выпали на долю жителей в конце XIII века, ибо во всем прочим притеснениям прибавились и стихийные: непогода, неурожай, голод. Народ же надеялся на лучшие времена и молил Господа Бога о помощи. И когда благочестивые граждане нашли чудотворную икону, то молва о ней быстро распространилась по всему Курскому краю. А рыльский князь решает ее перевезти в Рыльск. "Остановившись у городских ворот со святой иконой, священники известили князя, предполагая, что он лично встретит ее, но князь... от встречи отказался и за эту холодность к дару Божию и маловерие был поражен слепотою". Когда же затем он раскаялся перед всем народом, то сразу же и прозрел. Этим самым было впервые показано чудо исцеления, явленное от Коренной иконы.

В связи со своим чудесным исцелением князь соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда и решено было установить икону. Однако произошло второе чудо - икона чудесным образом вновь вернулась в часовню на реке Тускари, где пред нею стали обильно источаться исцеления всем с верою к ней приходящим. В те же годы жил иерей Боголюб, который прибывал из Рыльска к иконе для утешения верующих. Однажды на часовенку напал отряд татар, который разрушил ее, а икона чудотворная была рассечена татарской саблей на две части, а части брошены в разные места. Боголюба они увезли в плен. Через некоторое время иерей был выкуплен московскими послами. Первым действием Боголюба стал возврат в пустынь, где была порушена святыня. Он смог найти обе части иконы, составил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив с следов разрушения на лицевой части. Узнав о новом чуде, рыльские православные граждане вновь переместили икону в храм своего города, но она вновь возвратилась на место. Так проделывали православные рыляне несколько раз, но тщетно! Икона каждый раз возвращалась чудесным образом в часовню, устроенную Боголюбом на месте ее обретения. Почти триста лет пребывала чудотворная икона в часовеньке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем излечение и объелиняя их в православии. Она помогала гражданам Курского края обрести веру в грядущую победу над врагами и обретение свободы.

После присоединения к Московскому государству Чернигова, Рыльска, Новгород-Северского, Курска в начале XVI века наконец-то начинается новое возрождение православия в Курском крае. В многотрудный период возрождения огромную роль сыграла икона Знамения Пресвятой Богородицы. Слава о ней распространилась по всей Руси. Неудивительно, что молва народная достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнал об иконе и по его воле в 1597 году она была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад.

К концу XVI века икона была вновь возвращена в Курск и была установлена в Знаменском монастыре. С неё были сделаны и распространены несколько списков. Особую роль сыграла икона в период смуты начала XVII века. Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой (1604 год). Когда он занял престол в Москве, а икону установили в Успенском соборе, то патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной и, прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол восходит не настоящий царевич Димитрий. После успокоения смуты икона вновь была передана в Курск (1615 г.) И вновь чудотворная оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды блокировали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной. И поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду.

В 1649 г., по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. В 18 веке отстроилась в камне и Коренная пустынь. С 1618 года эпизодически, а с 1726 по 1765 год систематически из Знаменского монастыря в Коренную пустынь на одну неделю переносилась икона Знамение. Указом Синода от 15 января 1806 года с согласия императора Александра I предписывалось, чтобы икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с 9. седмицы по Пасхе по 12 сентября. В настоящее время крестные ходы Курская епархия проводит регулярно. В разное время с иконы было сделано несколько копий, выставленных в Знаменском и Коренных монастырях во время отсутствия их подлинника.

Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX - начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (по старому стилю) 1898 г. хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. Ночью стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. По словам очевидца, весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Однако, среди страшных разрушений чудотворный образ остался невредим, несмотря на силу заряда, примененного террористами.

20 января 1918 г, пришедшие к власти большевики специальным декретом отделили церковь от государства, лишив ее юридических прав. Отношение новой власти к Курской епархии хорошо иллюстрируют события, развернувшиеся вокруг похищения 12 апреля 1918 года из Знаменского собора чудотворной иконы Знамения и ее списка, облаченных в драгоценные, украшенные самоцветами, ризы и золотой дарохранительницы со Св. Агнцем. Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧК было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ.

Образа были обнаружены лишь через месяц. Газета "Красная Армия" 16 мая 1918 г. сообщила, что "вчера утром под горой, где находится епархиальная типография близ р.Тускари в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона Знамения Божией Матери и копия с нее. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые мыли в ручейке у колодца белье. Иконы лежали на дне колодца, завернутые в мешок. Вытащив находку из колодца и развернув мешок, девочки увидели иконы, о чем сообщили своим семьям и проходившему с похоронной процессией св. Л. Иваницкому. Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек...". Интересно отметить, что два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены в мусорных кучах у здания ЧК (бывшее Благородное собрание).

В сентябре 1919 года Курск был освобожден от большевиков войсками Вооруженных сил Юга России под командованием А. П. Деникина. Но уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен Белой армией и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего духовенства. Утром 31 октября сопровождаемая 13 иноками чудотворная икона покинула Знаменский собор. "Идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком, ибо лошади едва могли тянуть сани с вещами". После тяжелейшего трехдневного пути икона достигла Белгорода, оттуда попала в Ростов, Новороссийск, Сербию... В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен, а затем в США, где пребывает сейчас в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви в Нью-Йорке.

По материалам сайта Курской епархии

Закон Божий


Яндекс.Метрика