В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

21 апреля 2013
Cлово в Неделю пятую Великого поста

Святой апостол Павел в Послании к Евреям говорит о Христе, что Он, Первосвященник будущих благ, со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (всем верующим в Него); и если в Ветхом Завете кровь тельцов и козлов, приносившихся в жертву, и пепел телицы, через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел,– т.е. от грехов, коих оброк смерть,–для служения Богу живому и истинному (Евр.9:1-14).

Итак, смысл апостольского чтения в том, что если прообразовательная кровь Ветхого Завета, кровь жертвенных животных, освящала осквернённых, дабы чисто было тело их, то Кровь Христова очистит совесть, душу и тело наше от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов также говорит, что Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (1 Ин.1:7).

Скоро наступят достопамятные дни мироспасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, и в нынешний воскресный день в Церкви читается Евангелие, в котором Господь предрек будущие Свои страдания, как настоящие. Он сказал: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мк.10:33-34).

Господь наперед знал всё, что с Ним будет в Иерусалиме,– все подробности Своего уничижения, Своих страданий и смерти, и не уклонялся от них, но бодро шёл испить горькую чашу страданий за мир и за самих распявших Его иудеев, чтобы послужить общему спасению. О, безмерная любовь! О, безмерное снисхождение! О, дивное долготерпение!

И ещё, в Евангелии преподаётся нам наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими, а домогались бы единственной угодной Богу чести – служить другим во спасение. Так и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк.10:43-45).

Он доселе очищает, возрождает и обновляет нас в Святом Крещении; освящает благодатию Святого Духа в Миропомазании; священнодействует в Литургии, как вечный Первосвященник, и преподает Пречистое Тело и Кровь Свою под образом хлеба и вина; в Покаянии – Сам внимает нашей исповеди и разрешает грехи искренно кающимся; в Священстве, или пастырстве, Он Сам просвещает, пасёт, руководствует, судит и духовно наказует словесных овец Своих; в Браке – благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию детей; в Елеосвящении (Соборовании), как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные. Каждую службу Он присутствует с нами невидимо, по собственному Его обетованию: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Он принимает наше служение и Сам чудно, действенно, ощутительно служит нашему спасению, подавая нам Божественные силы, разрушающие путы греха и смерти духовной, врачуя немощи, искупляя нас всякий день за покаяние и веру от безмерных согрешений, оживотворяя души, пресыщенные горечью греха.

У нас сейчас Великий пост, продолжающийся сорок дней. Что такое Великий пост? Это драгоценный дар данный нам Спасителем, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил,– дар для всех, ищущих, как умертвить душевные страсти. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям.

И с какой любовью, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их просвещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с невидимыми врагами, научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постящиеся. Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Но вот наступают дни страданий нашего Сладчайшего Спасителя. Что такое страдания, Страсти Господа? Это последняя жертва нашего Спасителя за грехи мира, завершившаяся смертью Его на Кресте, перед которой Он воскликнул: совершилось! (Ин.19:30). Это последнее, окончательное служение Его на земле нашему спасению, чтобы мы через Его страдания и смерть могли избавиться от праведного, вечного мучения за грехи наши, чтобы Он мог дать нам в пищу и питие Пречистое, многострадальное Тело Свое и Пречистую, за нас излиянную Кровь Свою – для очищения, освящения, оживотворения и обновления нашего, чтобы облечь нас правдою Своею, заслугами Своими, обожить и облаженствовать нас навеки.

О, если бы так и было! Если бы так все всегда взирали на Его страдания и так их усвояли себе верой и любовью! Если бы сраспинались с Ним, распинаясь миру и страстям!

Или, вот совершается Литургия почти круглый год. Что такое Литургия? Она есть ежедневное служение Господа нашему спасению и спасению мира – о всех и за вся. Он Сам служит для нас и с нами в Литургии, совершая Таинство Тела и Крови Своей. Он доселе закалается за нас, пребывая Сам незакалаемым в нетленной обоженной плоти Своей; изливает Кровь Свою, преломляет Тело Свое и преподает их нам в оставление грехов, в освящение и в жизнь вечную. О, чудный, Божественный Дар любви! О, блаженство истинных христиан! Так Господь доселе служит многообразно и животворно, нашему спасению.

Он оставил нам образ, пример, как и мы должны служить друг другу с любовью; служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием,– и не себе только угождать.

Так, Пастыри должны служить добрым примером христианских добродетелей, словом учения и назидания, благоговейным совершением Таинств,– спасительным руководством пасомых к жизни добродетельной и ко спасению в Боге. Люди образованные, начальники, наставники, писатели,– должны служить к славе Божией и пользе народа своим просветительным влиянием на началах христианской Православной Церкви. Люди богатые должны служить бедным, но не тунеядцам, которые не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб, ибо, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол.3:10),– говорит апостол. Мы все по вере и долгу должны служить друг другу, чем кто может.

Служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нам ближними добро, тем часто труднее крест,– крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных. Но от этого не следует унывать и огорчаться. Ибо чей крест тяжелее Креста Христова? Пример Господа Иисуса Христа, для нас истощившего Себя, да послужит нам сильным побуждением – не бояться и не убегать самоотвержения для общего блага. А оно, это самоотвержение так нужно особенно теперь, в виду столь многих и великих невзгод и бед нашего народа, верующего и доброго, но подчас суеверного, разгульного, свободного, но ещё не научившегося понимать и ценить дара истинной свободы.

Но, чтобы искренно служить ближним, надо перестать служить своим страстям, нужно самоотвержение; ибо страсти не допускают искренно, усердно служить ближним, а учат угождать только самим себе.

Пусть же никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих. Ведь мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно, в Святых Тайнах. Он снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренно и невозвратно каялись и причащались с верой и любовью Пречистого Тела и Крови Его. Так, и воспоминаемая ныне святая преподобная Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение Святых Тайн Христовых очистили её, сделали её святой и равноангельской.

Будем и мы подражать её вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, её жажде причащения Тела и Крови Христовой – и Господь очистит нас от всякого греха, ибо у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит нас от всех беззаконий наших (Пс.129:8).

По проповедям святого праведного Иоанна Кронштадтского составил священник Димитрий Осипов.

Сайт храма Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде

Закон Божий


Яндекс.Метрика