|
Пролог30 2013
Есть люди, которые изменяют мир к лучшему. Конечно, менять мир к лучшему — задача каждого христианина; но не все справляются с ней, и только очень немногим удается сделать это так, что эти изменения будут видимы для окружающих и живая память об этих людях остается на долгие годы. Святитель Григорий Неокесарийский был одним из таких людей. Этот святой сумел обратить в христианство не только свой родной город, но и целую область, из которой вышли многие святые и учителя Церкви. Все они, даже жившие спустя десятилетия, считали себя учениками святого Григория, слова которого передавались не только через книги, но и из уст в уста от одного поколения к другому. Святитель Григорий родился в богатой языческой семье в городе Неокесария (современный Никсар, Турция). При рождении он получил имя Феодор. В 14 лет будущий святой остался без отца и должен был сам выбирать свой жизненный путь. К этому времени он получил уже начальное образование в школе грамматика, и по обычаю того времени поступил в школу ритора, в которой учили убедительно и красиво произносить публичные речи. Уже там юноша проявил необыкновенное качество, которое потом и привело его к христианской вере, — горячая и бескомпромиссная любовь к истине. «Даже будучи мальчиком, — вспоминал впоследствии святой, — я не позволял себе прославлять кого-либо и произносить о ком-либо похвальные речи, если они в чем-либо не были согласны с истиной». Это тем более удивительно потому, что излюбленным упражнением в риторических школах тогда было произнести сначала похвалу, а затем хулу на одно и то же, или серьезно прославить что-нибудь ничтожное или смешное (из таких риторических упражнений сохранилась, например, «Похвала мухе»). Подобная игра словами не удовлетворяла ищущего высшей правды юношу. Феодор решил заняться юриспруденцией, чтобы приносить пользу обществу на судебном поприще. Для этого он вместе с братом отправился в город Вирит (современный Бейрут, Ливан), где находилась знаменитая юридическая школа. Однако Промысел Божий совершенно иначе устроил жизнь святого. По дороге в Вирит он остановился в Кесарии Палестинской у мужа сестры, которого назначили советником к императорскому наместнику Палестины. В это же время там находился и знаменитый церковный учитель Ориген, который основал здесь богословскую школу, наподобие прославленной Александрийской. Юноша решил познакомиться с известным преподавателем (Ориген был известен и как учитель философии) и тут же проникся к нему глубокой симпатией. Ориген убедил святого заняться философией. Интересно, что он не сразу стал рассказывать своему ученику про христианскую веру. В первую очередь, Ориген хотел развить в юноше здравый критический ум, преподавая ему искусство диалектики, «приучающее, — как говорил сам Григорий Неокесарийский, — не безрассудно соглашаться на доказательства». Будущий святитель оказался превосходным учеником. По собственному признанию, он «имел возможность получить знание о всяком учении». Из каждой философской системы святой сумел извлечь нечто доброе и отбросить все ложное. (Надо сказать, что он не воспринял и заблуждения своего учителя Оригена, много сделавшего для Церкви, но, вместе с тем, допустившего ряд богословских ошибок.) Вместе с тем, изучив противоречия между разными философами, юноша понял, что философия, как бы полезна и прекрасна она ни была, все же не может до конца открыть истину, к которой он стремился. Феодор изучал и естественные науки и, как он потом вспоминал, «был изумлен величием и чудесами мироздания, а также его разнообразным и премудрым устройством». Знание о мудром устроении природы помогло ему открыть и премудрость ее Творца, а совершенную истину он нашел в Священном Писании. В родную Неокесарию будущий святой вернулся не только разносторонне образованным человеком, но и христианином. В крещении он принял имя Григорий. В исторических источниках это имя (означающее «бодрствующий, пробудившийся») до того не встречается, и ученые предполагают, что это первое собственно христианское имя, а Григорий Неокесарийский — первый, кто его носил. Не случайно, наверное, среди святых отцов так много Григориев: Григорий Просветитель, Богослов, Нисский, Двоеслов, Синаит, Палама и другие. В Неокесарии Григорий принял решение удалиться от шумной городской жизни и в уединении молиться Богу и изучать Священное Писание. Однако около 245 года скончался прежний Неокесарийский епископ. Тогда Амасийскому епископу Федиму во сне было откровение, что в Неокесарию нельзя ставить иного епископа, кроме Григория. По велению Божию Федим заочно рукоположил Григория епископом Неокесарийским. Святитель Григорий, через Ангела узнавший об этом событии, понял, что не может противиться такому, хотя и необычному назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа. К моменту поставления святителя Григория в Неокесарии, довольно большом по античным меркам городе, было всего 17 христиан. Святой так успешно проповедовал Слово Божие, что к моменту его смерти в 270 году в городе и всех его окрестностях не нашлось и 17 неверующих во Христа. Проповедь святого сопровождалась многими чудесами и исцелениями. За это святитель Григорий был прозван Чудотворцем. Уже по дороге в Неокесарию после рукоположения в епископа святой чудесным образом обратил к вере языческого жреца. Святителю Григорию пришлось заночевать в языческом храме. Всю ночь святой провел в молитве и утром отправился дальше. В этом храме обитал демон, который каждый день являлся жрецу, приносившему ему жертвоприношения. На следующий день после посещения капища святым Григорием, демон жрецу не явился. На недоуменные молитвы своего служителя нечистый дух лишь ответил: «Я не могу здесь более появляться, потому что Григорий, ученик Христа, вошел сюда, помолился здесь и изгнал меня». Жрец немедленно отыскал святителя Григория и спросил его, не может ли он приказать его «богу» вернуться в храм. Святой написал на дощечке приказ демону немедленно возвратиться на прежнее место, и как только языческий священнослужитель положил эту дощечку в капище, падший дух вновь явился ему. Жрец разумно заключил, что, если ученик Христа настолько сильнее того, кого он почитал богом, то Христос и есть истинный Бог, Которому нужно служить. Бывший идолопоклонник стал учеником святителя Григория и сам получил от Бога власть изгонять бесов. Силе веры святого подчинялись даже силы природы. Однажды по его молитве Господь остановил разлив реки. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Однажды два брата при разделе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. В спор вмешались и другие жители селения, кто на одной, кто на другой стороне. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил всех отложить решение до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, — озеро ушло под землю. Проповедническая деятельность святителя Григория вызвала неприязнь у местных язычников, которые решили устроить против него следующую провокацию. Они подкупили блудницу, и, когда святой в храме беседовал со многими людьми о Священном Писании, она заявила перед всеми, что епископ Григорий провел с ней ночь и ушел, не расплатившись, пусть теперь возвращает деньги. Стефан, архидиакон Григория, придумал остроумный выход из этого положения. Он сам стал спорить с падшей женщиной, доказывая, что никогда ее не видел. Блудница же никогда не видела в лицо святителя Григория и подумала, что Стефан и есть Неокесарийский епископ, став требовать плату именно от него. Так обман раскрылся. Серьезная угроза христианской общине Неокесарийской Церкви возникла в гонение императора Деция (249-251). Святитель Григорий увел свою паству в горы и сам укрылся на одной из гор вместе со своим диаконом. Один язычник, знавший местопребывание святого, указал его гонителям. Воины окружили гору. Тогда святитель с диаконом, казалось бы вопреки здравому смыслу, вышли на открытое место, подняли руки к небу и, начали молиться. И воины никого не нашли, хотя тщательно обыскали гору и прошли несколько раз мимо молящихся. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал христианином. Огромен вклад святителя Григория и в православное богословие. По преданию, учение о Пресвятой Троице святому открыли Богородица и апостол Иоанн Богослов, чудесно явившиеся ему перед архиерейской хиротонией. Символ веры, написанный святителем Григорием, пользовался непререкаемым авторитетом. Он был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Скончался святитель Григорий Чудотворец в царствование императора Аврелиана между 270 и 275 гг. Благодаря его святительским усилиям область Понта и Каппадокии стала одним из главных центров христианства Римской империи. Именно из нее вышли великие отцы Церкви - святители Григорий Богослов, Василий Великий и Григорий Нисский. Все они считали своим учителем своего великого земляка, святителя Григория Неокесарийского. По словам святителя Василия Великого, место святого Григория Чудотворца — среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской… подобно какому-то светозарному великому светилу озарял Церковь Божию». Святитель Григорий Неокесарийский широко почитался и на Руси. Храм, посвященный ему, находится в Москве в районе Замоскворечье, на Большой Полянке, в нем сохраняется частичка мощей святителя. |