|
Пролог20 июля - день памяти преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, благоверной великой княгини Московской
Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств... Страдальчески погибли святые Царственные страстотерпцы император Николай II и императрица Александра Феодоровна, их дети ― царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Вместе с ними приняли кончину и их верные слуги. В это же время в Алапаевске пострадали преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Совершенное в июле 1918 года злодеяние положило начало тем трагическим событиям, которые пережил наш народ в минувшем XX веке... Сегодня мы торжественно вспоминаем важное событие в истории нашей Церкви: перенесение честных мощей святителя Московского Филиппа с Соловков в град Москву и помещение их в Успенском кремлевском соборе — главном храме Русской Православной Церкви. Во время торжественного поклонения мощам на середине этого храма ко гробу святителя подошел царь Алексий Михайлович, долго молился, а затем вложил в руку святителя покаянную грамоту; в ней он просил простить вину своего предшественника Иоанна Васильевича Грозного, который за сто лет до того времени, когда происходило перенесение мощей, умертвил святителя Филиппа, видя в нем политическую опасность...
Сегодня святая Церковь празднует память бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году. Они были родные братья и были воспитаны в христианском благочестии. Изучив врачебное искусство, они, при помощи благодати Божией, исцеляли всякие болезни. Помогая людям, они врачевали и животных. Добрые целители не брали ни с кого платы и награды за исцеление и потому прозваны были безмездными врачами или бессребрениками. Они требовали от исцеляемых только одного – чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа. Исцеляя больных в самом Риме и в окрестных городах, они многих обращали ко Христу. Подавая исцеление недужным, они помогали также бедным из своих имений, оставшихся им после родителей, питали голодных, одевали нагих, делали и другие дела милосердия...
Икона Божией Матери «Троеручица» имеет удивительную историю, связанную с жизнью известного христианского ученого, поэта и проповедника – преподобного Иоанна Дамаскина. Святой Иоанн жил в IX веке в Сирии, завоеванной тогда сарацинами, и принадлежал, говоря современным языком, к «элите» тогдашнего общества. Он был визирем у Дамасского халифа. Правитель ценил его мудрость и образованность, и Иоанн имел большое влияние при дворе. Но он был христианином, и когда христианский мир был поражен лжеучением иконоборчества (борьбы против икон), достигшим и Сирии, смело выступил против еретиков. За это Св. Иоанн был оклеветан перед халифом и обвинен в государственной измене. Разгневанный халиф в наказание велел отсечь ему кисть руки… ...В памяти народной всегда сохранялся пример этих благочестивых супругов как некий образец семейной жизни. И по воле Божией (потому что без воли Божией такие свершения не происходят) этот день памяти святых Петра и Февронии стал нашим народным праздником. Он стал народным праздником тогда, когда Россия, пройдя через страшные испытания ХХ века, стала обретать свой путь духовного развития, свой путь движения в будущее. В результате тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашего народа, мы потеряли миллионы и миллионы людей. Революция, гражданская война, войны, включая самую кровопролитную Великую Отечественную, все те огромные сдвиги, которые пришлось вынести нашему народу, перемены в народной жизни, в политическом и экономическом укладе — за все это заплачено миллионами человеческих жизней... Сегодня мы радостно празднуем вместе с праведными Захарией и Елизаветой, и всею Церковью день рождения младенца, предназначенного к исключительному служению Богу и людям. О Захарии и Елизавете в Евангелии сказано, что у них не было детей, и они были уже в летах преклонных. За этими краткими словами - великое страдание. В Ветхом Завете рождение ребенка было Божиим благословением. Более того, все иудеи надеялись стать отцом или матерью чаемого Мессии. Захария и Елизавета были благочестивы. И они знали примеры бесплодного супружества в Священной истории: прежде всего Авраама и Сарры, родителей Исаака, а также Елканы и Анны, родителей Самуила. Елизавета должна была узнать себя в страданиях Анны. «Что ты плачешь? И отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» - говорил ей любящий супруг. Но Анна была безутешна: «Господи, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и дашь мне дитя, то я отдам его Тебе на все дни жизни его» (1 Цар. 1, 11). Бог вспомнил о ней, и она зачала сына. Такая же молитва не раз, наверное, исходила из уст Захарии и Елизаветы, но, как в случае с Авраамом, Бог, казалось, не слышал их. Бог никогда не спешит. Проходили годы, и надежда их ослабевала. До дня, когда Захария совершал торжественное служение в Храме, и ему явился один из начальников небесного воинства, сугубым образом участвующий в истории человечества - архангел Гавриил. «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Так Елизавета узнала радость держать на руках сына. Родители, друзья и соседи, которые собрались в этот день в ее доме, исполнились радости и страха от этого рождения...
Пророк Елисей (IX в. до Р.Х.) был учеником пророка Илии и непосредственным продолжателем его пророческого служения. Во многом Елисей, «человек Божий», как он называется в Священном Писании, остается как бы в тени своего великого учителя. Действительно, Илия занимает особенное место среди ветхозаветных пророков: не случайно, он был живым вознесен на небо (такой награды удостоился еще только один праведник, Енох), вместе с Моисеем беседовал со Христом во время Его Преображения на горе Фавор и, по церковному преданию, явится еще раз на землю перед Вторым пришествием Спасителя, чтобы своими чудесами и проповедью противодействовать Антихристу и принять мученическую смерть. Но и служение пророка Елисея было совершенно уникально и важно в истории ветхозаветной Церкви...
Вечером 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений. В перенесении честных останков старицы Матроны участвовали: наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий с братией, настоятель храма во имя Мартина Исповедника в Москве священник Александр Абрамов. В храме в честь Сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище, наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием в сослужении собора клириков была совершена заупокойная лития... В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви... ...Сегодня особый день и особый час, когда мы испрашиваем друг у друга прощения. Этот замечательный церковный обычай, дошедший до нас из глубокой древности, помогает понять что-то очень важное, что имеет отношение к реальной повседневной жизни. Каждый человек проходит через конфликты, через скорби, у каждого бывают какие-то недоразумения с окружающими, будь то в семье, на работе или среди друзей. Так или иначе, конфликты постоянно присутствуют в нашей жизни, и именно с конфликтами связано то, что мы называем несчастьем, потому что нередко они перерастают в ссоры, сопровождаются ненавистью, злобой, что подчас доводит людей до крайности. Мы знаем, что результатом конфликтов бывает разделение между самыми близкими людьми — между мужем и женой, между детьми и родителями. Разделения подчас разрушают и единство народа, единство общества — в том числе тогда, когда народ стоит пред необходимостью решать исторически важные задачи. А если взглянуть в прошлое, в том числе в прошлое нашей страны? Как часто из-за неспособности примириться, выйти из конфликта народ наш терял очень многое, а иногда почти все! Существует ли какой-нибудь рецепт, какое-то абсолютно авторитетное свидетельство о том, как нужно преодолевать конфликты?... Сегодня мы вспоминаем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Точнее титул святителя звучал иначе ― Митрополит Киевский, Московский и всея Руси, потому что святитель Алексий последний из первоиерархов Церкви Русской носил этот древний титул митрополита Киевского. Он жил в сложном XIV веке. С одной стороны с востока земля наша была захвачена Ордой и находилась в тяжелейших условиях, когда внешняя сила господствовала над народом нашим. С другой стороны, воспользовавшись этим грозным нашествием с востока, противники наши с запада стремились окончательно раздробить Русь, оторвав от нее Киев ― первопрестольный град, разделить Русскую Православную Церковь. Святитель Алексий получил от Константинопольского Патриарха титул Митрополита Киевского и всея Руси, который в то время носил Предстоятель нашей Церкви. Но поскольку он жил постоянно в Москве и поскольку именно град Москва стал возвышаться как новая столица великого русского древнего государства, то и титул святителя был "Митрополит Киевский, Московский и всея Руси". Забота же святителя Алексия сводилась к тому, чтобы, с одной стороны, употребить все возможные усилия оградить страну нашу, народ и Церковь нашу от опасностей Орды, дать большую свободу, ибо только в условиях свободы могли быть накоплены духовные и материальные силы народа, чтобы, в конце концов, освободиться от рабства. С другой стороны, его заботой было сохранение единства нашей Церкви, недопущение отрыва первопрестольного града Киева от единства русского Православия... Святая Церковь празднует Сретение, что в переводе со старославянского значит "встреча". Встречаются Господь-Младенец и старец Симеон. Матерь Божия принесла Младенца в храм, и Духом водимый Симеон тоже туда пришел, ибо ему было сказано от Бога, что он не умрет, пока не увидит спасение Израиля - пока не увидит Спасителя, Мессию, Христа, обещанного пророками. Церковь избрала это событие двунадесятым праздником, потому что в нем содержится очень большой духовный смысл... Ныне, в день почитания памяти великого учителя вселенной Иоанна Златоуста, пойдемте и мы с вами по пути спасения за Христом, водимые воссиявшей от уст святителя Божественной благодатью. В области учительства он один сделал так много, что нам придется ограничить свою ревность, коснувшись только наиболее важных в настоящее время жизненных вопросов. В писаниях святителя Иоанна Златоуста, в его жизни поищем и найдем мы ответы на свои "почему". Кто из нас не знает, какое тяжкое, смутное время переживает сейчас наш народ, наша Церковь. Никогда на ниве Христовой не было столько таких разнообразных плевел как ныне. Никогда враг человеческого спасения - диавол - не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как теперь, никогда, наверное, и мы, верующие, не были так бессильны, слабы и маловерны. Мы с вами ранее говорили о том, почему именно Церковь - Корабль спасения и его кормчие подвергаются гонениям, клеветам, наветам и всякой другой воинствующей на них брани. Но полно, только ли ныне, в XX веке, явилось бедствие это?.. Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 года объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное... всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней... ...Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» – это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям. Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»… Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов — святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились «солью» (Мф. 5, 13) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе... «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей...
Волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение»... ___________________________________________ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова Дары волхвов впервые принесены в пределы Русской Православной Церкви. График их пребывания: • Москва, Храм Христа Спасителя, 7-13 января 2014 года (с 08:00 до 22:00) • Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января 2014 года (14 января доступ верующих будет организован с 15:30 до 22:00, 15-16 января с 06:00 до 22:00, 17 января с 06:00 до 12:00) • Минск, Дом Милосердия, 18-24 января 2014 года • Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 25-30 января 2014 года Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте честные-дары-волхвов.рф В прежние времена был такой обычай: епископ выбирался на свое служение самой паствой, самим церковным народом и лишь после этого его хиротония, то есть рукоположение, совершалась в Церкви. Однажды в древней Италии, в городе Милане, который тогда назывался Медиолан, скончался глава местной Церкви, и начались выборы нового епископа. Как всякие выборы, это было шумное собрание. Несколько дней шли споры, выдвигали то одного человека, то другого. Мнения у людей разделились... Преподобный Иоанн Дамаскин (что означает «уроженец Дамаска») был человеком, которого Господь наделил множеством талантов. Он проявил себя и как опытный политик, и как строгий подвижник, и как великий богослов и философ, и как гениальный поэт-гимнограф. В его напряженной и насыщенной жизни случались удивительные события и чудеса. Будущий святой родился около 675 года в Дамаске (Сирия) в знатной христианской семье...
|