Святое Евангелие неоднократно повествует нам о братьях и сёстрах Господа Иисуса Христа. По обычаям восточных народов того времени братьями назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и вообще близкие родственники.
Родных братьев у Господа не было, ибо Пресвятая Дева Мария ещё в ранней юности, в стенах Иерусалимского храма дала Богу
обет безбрачия. Святой Иосиф был только Её обручником — хранителем Её девства.
Православная Церковь именует Божию Матерь Приснодевой. Будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ею в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца. И это великая тайна Божия.
Символ приснодевства Богоматери изображается на всех Её иконах. Это три звёздочки, украшающие мафорий — плащ, который покрывает плечи и голову Пречистой.
Согласно Священному Преданию, братьями и сёстрами по плоти могли доводиться Господу двоюродные и троюродные братья и сёстры только по линии Его Пречистой Матери.
По Своему предвечному рождению от
Бога Отца Иисус Христос был истинным
Сыном Божиим, а по Своему плотскому рождению от Девы Марии — истинным Сыном Человеческим. Две природы — Божественная и человеческая — были неслитны и нераздельны во Христе.
В Евангелии не даётся пояснений, в каком родстве с Иисусом находились Его братья. Хотя мы знаем их имена: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. Если они действительно были родственниками Иисуса Христа по плоти, то могли приходиться Ему лишь троюродными братьями. Поскольку их мать — Мария Клеопова, — по свидетельству святого Иоанна Богослова, была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии. Родной сестры у Богоматери не было. Она была единственной и долгожданной Дочерью Иоакима и Анны.
Существует в Церкви и другое
предание.
Согласно ему братья Господа — это дети Иосифа от его первого и действительного брака, который был задолго до обручения Иосифа с Пресвятой Девой Марией.
Предание повествует, что праведный Иосиф имел жену Саломию и шестерых детей: четырёх сыновей — Иакова, Симона, Иуду, Иосию — и двух дочерей — Есфирь (читается — Эсфирь) и Фомарь.
После смерти своей жены Иосиф долгое время жил во вдовстве и проводил свои дни в чистоте. Его непорочная жизнь была засвидетельствована в Евангелии.
Бог удостоил Иосифа высокой чести и высокого служения: ему была обручена Пречистая Дева Мария. И он с великим благоговением служил Ей и рождённому от Неё Господу Иисусу Христу.
Когда Спаситель достиг совершенного возраста и уже начал Своё общественное служение, Он пришёл с проповедью Царства Небесного в Галилейский город Назарет, где был воспитан. В Назаретской синагоге Христос объявил об исполнении времён и о Своём Божественном достоинстве.
Даже братья Иисуса сначала не веровали в Него. Но любовь Божия победила их неверие и сделала их последователями учения Христова.
Один из них — Иаков, брат Господень, — стал апостолом и первым епископом Иерусалимской Церкви. За тридцать лет епископского служения апостол Иаков обратил в христианство многих иудеев и за свою проповедь претерпел мученическую кончину.
Святая Церковь почитает его как первого автора чинопоследования Божественной литургии. Написанное апостолом Иаковом
Послание входит в состав Священных Книг Нового Завета.