«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле.
Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Именно в Вифлееме наступило время родов, что в точности соответствует словам древнего пророчества, изреченного пророком Михеем: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от
дней вечных» (Мих.5,2).
Однако святому семейству не нашлось места в гостинице, никто не приютил бедных странников. Если бы жители Вифлеема знали, Кто стучался в их двери в те зимние дни, но, как сказал евангелист Иоанн, Спаситель «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1,11). И эти горькие слова в равной степени относятся, как к рождению Спасителя, так и к Его крестной искупительной смерти.
Какое великое таинство - Боговоплощение, и какое великое смирение Божие! Господь пришел в этот мир не в Своей небесной славе, поскольку она была бы нестерпима для грешного человека, и не в славе земной, поскольку она суетна и мимолетна, Он воплотился «в образе раба», чтобы послужить падшему человечеству.
Рождество Христово произошло в вертепе, убогой пещере, в которой держали домашний скот. Пречистая Дева спеленала Богомладенца и положила Его в ясли. Маленький городок спал, не зная о произошедшем чуде, и только в поле поблизости не спали пастухи, охранявшие стадо.
Вдруг им явился Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Они сильно испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господень. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное,
славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Когда Ангелы отошли на небо, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли в пещере праведного Иосифа и Богоматерь с Младенцем, лежащим в яслях. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень, и все слышавшие дивились тому, что рассказали им пастухи.
В те дни с востока в Иерусалим пришли волхвы и начали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Об этом прознал царь Ирод и сильно встревожился. Пригласив первосвященников и книжников, он спросил у них, где должен родиться Христос? Вспомнив слова из книги пророка Михея, они ответили ему - в Вифлееме.
Тогда коварный царь попросил у волхвов узнать все о Младенце и рассказать ему, чтобы и он мог поклониться родившемуся Христу.
И вот звезда, которую волхвы видели на востоке привела их к дому, где находилось святое семейство. Войдя в дом, они пали на колени перед Богомладенцем и принесли Ему дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и благовонное масло - смирну (как смертному человеку, т.к. смирну используют при погребении).
Поклонившись Христу, они отправились в свою страну, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду. Праведный Иосиф тоже получил во сне повеление от Ангела отправиться из Вифлеема в Египет.
Тем временем царь Ирод, не дождавшись
возвращения волхвов, сильно разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. И Вифлеем наполнился горьким плачем матерей, лишившихся своих детей.
Так один Младенец исполнил целый мир радости и один человек исполнил целый город слезами, но эти слезы были временными, а мир и радость, принесенные нам Христом - вечны! Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10,28). Убиенные царем Иродом младенцы почитаются Церковью как мученики Христовы, а участь жестокого царя плачевна.
Говоря о Рождестве Христовом, мы должны помнить о том, что это
таинственное событие выходит за рамки человеческой истории. Оно вне времени и имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Каждый христианин, согласно церковному учению, должен подобно Богоматери послужить делу воплощения Христа в нашем мире. Это Боговоплощение должно произойти в душе человека. Но будем помнить и о том, что Сын Божий соизволил воплотиться не в горделивом блеске царского дворца, а в убогой пещере. Подобно этому Явление Христа в человеческой душе возможно лишь при условии смирения человека, поскольку Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Сошел к нам Тот, к Кому мы сами не смогли подняться.