В единстве с Богом!
Поиск








Пролог

вернуться

16 января 2014
16 января - память святого пророка Малахии

В книгах Ветхого Завета есть упоминания о многих из пророков и пророчиц древнего Израиля. Слова некоторых из них вошли в библейский текст, другие только упоминаются в нем. Все они были очень разными людьми: вождь Моисей и его сестра Мариам, судия израильский Самуил и царь Давид, премудрый Соломон и священник Иезекииль, придворный Исаия и простой пастух Амос… Объединяло их одно – они были призваны Богом, чтобы возвещать Его волю, быть Его глашатаями. Часто призвание это было неожиданным для них самих, иногда оно настигало людей против их собственной воли. Слова пророка Исайи – «Дух Господа Бога на мне» точнее всего выражают мироощущение библейских пророков. Пророки были наставниками народа и советниками царей, политиками и трибунами, поэтами и мудрецами. Они пламенно, а часто и гневно, обращались к израильскому народу, обличая грехи, укоряя за неправедные желания и поступки, взывая к совести. Часто пророков преследовали и бросали в темницы, поднимали на смех, побивали камнями, изгоняли из городов. Многие из них погибли мучительной смертью, но то, что они осознавали себя «устами Бога», не позволяло им бояться людей. Единственное, что по-настоящему могло устрашить пророка — оказаться недостойным божественного призвания. Пророки предсказали грядущее явление Мессии – спасителя человечества. Христианское богословие с самого раннего времени основывается на размышлении над библейскими пророчествами и их исполнением в истории.

Пророк Малахия – последний по времени жизни из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечи, соединившего Ветхий и Новый Завет. Имя Малахия в переводе означает «вестник или посланник Божий». А по-гречески «посланник» — ангелос, ангел. Поэтому некоторые ранние христианские толкователи считали, что Малахия был действительно ангелом, который под видом человека возвещал откровение Божие иудеям. Таким было мнение, например, Оригена. Но святыми отцами такое толкование было отвергнуто, и Малахия считается все-таки реальным человеком.

Малахия жил и пророчествовал во времена царя Неемии после возвращения иудеев из Вавилонского плена. Это было примерно за 400 лет до рождения Христа. Тогда иерусалимский храм, разрушенный захватчиками, был заново отстроен, в нем опять совершалось богослужение и приносились жертвы Богу.

Часто бывает, что беды сплачивают народ, делают его лучше и праведнее. Но стоит наступить хотя бы относительному благополучию, как старые раздоры и беззакония возвращаются. Отчасти так произошло и с еврейским народом после вавилонского плена. Среди вернувшихся из плена иудеев все более распространялось неверие в промысел Божий об их народе. Призванный к пророческому служению, Малахия как раз и должен был восстановить пошатнувшуюся веру Израиля. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников.

Упадок веры и благочестия среди израильтян был связан с тем, что пророчества о грядущем торжестве Израиля, возвещенные еще до вавилонского пленения, как казалось иудеям, не исполнились. Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут (Ис. 60, 1, 3-4) — пророчествовал Исайя. Большинство иудеев воспринимали эти слова как пророчество о мировом политическом господстве еврейского государства. И исполнение этого пророчества израильтяне связывали именно с возвращением из вавилонского плена. Между тем Иудея по-прежнему оставалась лишь небольшим, политически зависимым государством на Ближнем Востоке.

Истинный смысл слов пророков открылся только после пришествия в мир Спасителя, Сына Божия, Его крестной смерти и воскресения, когда была создана христианская Церковь, распространившая свет истинной веры на все народы. Между тем, духовно слепые люди от сомнения в пророчествах пришли к сомнениям в истинности Слова Божия вообще. И, как это всегда бывает, неверность Богу неминуемо повлекла за собой и неверность людям. Нравы начали стремительно портиться. Одно из вопиющих нарушений, которые Малахия обличает особенно строго, — это легкость разводов и браки с иноплеменниками. Народы, среди которых жили иудеи, были язычниками и стремление породниться с ними неизбежно ввергало в идолопоклонство, приводило к измене Богу.

Надо заметить, что композиция книги пророка Малахии не совсем обычна, она построена как диалог. Пророк сначала возвещает некоторую истину, потом возражает, как бы от лица народа, и отвечает как «уста Бога». Пророк Малахия обвиняет иудейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему в жертву что похуже, хотя по закону должно приноситься самое лучшее. Но лукавство это разоблачается очень легко. Господь говорит: Поднеси это твоему князю, будет ли он доволен тобой и благосклонно ли примет тебя? (Мал. 1, 8). Он упрекает священников в неблагоговении, а народ - в неверии и богохульстве.

Но Малахия не только обличает пороки, он свидетельствует о грядущем приходе Мессии, Спасителя мира. Главной целью усилий пророка и было подготовить людей к приходу в мир его Создателя. Ведь к этому времени многие в Израиле уже начали сомневаться в том, придет ли обещанный пророками Мессия, Судья грешников и Спаситель праведников. Малахия говорил и о приходе Пророка и Предтечи Господа, обещанного в Писании, нового Илии, которых должен обратить израильтян на путь спасения, — ведь к пришествию Самого Господа ни изверившийся народ, ни лукавые священники не были готовы. Кстати, именно поэтому Церковь празднует день памяти святого пророка Малахии за три дня до собора святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, обозначая таким образом их связь друг с другом.

Пророк Малахия возвещает суд, которым окончится история. Однако, по милосердию Божию этот суд приведет к очищению и спасению народа, а не его уничтожению. Вот, Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мной, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, переплавит их, чтобы приносили Господу жертву в правде (Мал. 3, 1-3). Здесь пророчество об Иоанне Предтече соединено с пророчеством о внезапном приходе Господа в посвященный Ему храм. Именно в связи с этим пророчеством апостол Иоанн Богослов начинает свое евангельское повествование о служении Христа с явления Его в храме в первую Пасху. Его приход был неожиданным для иудеев, несмотря на то, что Иоанн Предтеча уже говорил: идет за мною Сильнейший меня (Мк. 1, 7). Малахия очень ясно возвещает: внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел, завета Которого вы желаете. И снова: И кто выдержит день пришествия Его? Кто устоит, когда Он явится? Из Евангелия мы знаем, какая непреодолимая сила и власть в словах и делах Иисуса Христа.

В этом отрывке у пророка Малахии, как и у других пророков, совмещены пророчества о первом, кротком и смиренном явлении Христа, и о Его славном и грозном втором пришествии: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будете приносить фимиам имени Моему, чистую жертву, велико будет имя Мое, говорит Господь Саваоф (Мал.1, 11). Малахия пророчествует здесь о том, что служение истинному Богу распространится среди всех народов, а под чистой жертвой понимают указание на таинство Евхаристии, которая будет совершаться по всей Земле.

Книга пророка Малахии – последняя в списке канонических книг Ветхого Завета. Мы видим, что Ветхий Завет завершается на той самой точке, с которой впоследствии начинается новозаветное повествование. Последняя книга Ветхого Завета в своем пророчестве об Иоанне Предтече, пророчестве о пришествии Христа в Свой храм, оставляет нас на пороге Нового Завета. И на этом умолкает голос пророков.

Как сказал Господь в Евангелии, все пророки прорекли до Иоанна (Мф. 11, 13), возможная для Ветхого Завета полнота откровения была высказана. Иерусалиму осталось только узнать день посещения своего (Лк. 19, 44).

Святой пророк Малахия скончался в молодом возрасте и был погребен с своими предками в родном селении Суфа. Поскольку он был последним ветхозаветным пророком, Святые Отцы называют его «печатью пророков».

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика