Господь Иисус Христос проповедовал в городах и селениях Галилеи. Он учил о Царствии Небесном, и множество народа слушало Его.
Часто для объяснения Божественных истин Господь говорил притчами. Это позволяло Ему в более доступной и живой форме излагать Своё учение.
Основу притч составляли простые примеры из жизни людей. Сеятель на пашне, сорняки в поле, обычный росток горчичного семени, закваска в тесте, сокровище, случайно найденное пахарем в поле, — всё это служило Спасителю поводом к изложению Божественных
истин.
Народ жаждал слышать Учителя. Однажды Христос с учениками пришёл на берег Галилейского озера. Он вошёл в лодку и оттуда обратился к народу, стоявшему на берегу.
Начал Господь с притчи о сеятеле. В этой притче Он изобразил, как семена слова Божьего, эти начатки Царства Небесного, проникают в сердце человека.
Те простые вещи, о которых Господь говорил в притче, слушатели могли видеть вокруг себя. На ближайшем холме, спускавшемся к Галилейскому озеру, сеятель мог засевать только что вспаханное поле. Из засеваемых семян иное упало при дороге; и налетели птицы небесные и склевали его.
Иное упало на места каменистые, где
было немного земли. Оно скоро взошло, но, не имея надлежащего корня, увяло и засохло под палящими лучами солнца.
Иное упало в терние, и терние заглушило его.
Иное упало на добрую почву и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, а иное в тридцать.
Ученики не поняли смысла притчи и просили Христа разъяснить её. И Спаситель пояснил. Сеятель — это Сам Господь Иисус Христос. Семя — слово Божие, благая весть о Царствии Небесном. Земля — сердце человеческое.
Земля при дороге означает невнимательных, рассеянных людей, сердца которых закрыты для слова Божия.
Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но при первом же искушении, скорби или гонении отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и пороки заглушают в душе Божественное слово.
А добрая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в душе своей и исполняют всё, чему оно учит. Плоды их — мир и радость о Святом Духе и вечное блаженство в обителях Отца Небесного.
Чтобы яснее раскрыть ученикам тайны Царствия Небесного, Спаситель рассказал им притчу о горчичном зерне. Оно очень мало, но когда вырастает, становится
большим деревом, и в ветвях его укрываются птицы небесные.
Смысл притчи в том, что Царство Божие, основание которому Христос положил на земле, вначале мало, как зерно горчичное, но потом станет великим и распространится по всей земле.
Такой же смысл имеет и притча Христа о закваске. Женщина положила закваску «в три меры муки, пока не вскисло всё». Как малая закваска квасит всё тесто, так Слово Божие преображает весь мир.
То же происходит и с душой каждого христианина: сперва благодать Божия незаметна в человеке, как горчичное зерно или закваска, но проходит время, и душа освящается, преображаясь под действием благодати. Посредством её люди становятся сынами и дочерьми Божьими, наследниками Царства Небесного.
Продолжая своё поучение, Спаситель предложил ученикам ещё одну притчу — о пшенице и плевелах.
Человек посеял на своём поле пшеницу. Когда же люди спали, пришёл враг. Между зёрнами пшеницы он посеял семена сорных трав. Когда же взошла пшеница, появились и плевелы.
Слуги хозяина поля вызвались убрать их. Но Сын Божий — Хозяин, посеявший пшеницу, — запретил им. Пшеница — это сыны Царствия Божия, а плевелы — люди, соблазнённые лукавым. Чтобы, удаляя сорняки, не повредить пшеницы, Господь повелел оставить и то и другое расти вместе.
А когда придёт время жатвы, то есть кончины мира и Страшного Суда, жнецы —
Ангелы Божии — уберут пшеницу в житницу Господню. Праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. А нечестивые, как плевелы, будут ввержены в геенну огненную.
Со страниц Евангелия Господь обращается к нам с призывом искать Царствие Божие, трудится над собой, чтобы стать достойным его. "С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лук.16:16), — говорит Христос. Но это усилие всегда приносит благодатную радость, радость жизни с Богом.