Без видимой святой церкви не могло бы быть и святых Таин Христовых, без которых человек не может наследовать жизни вечной. Преподобный Антоний Оптинский
В современном мире многие христиане придерживаются мнения, что спасение можно получить непосредственно от Бога, минуя Церковь и ее спасительные Таинства. Это заблуждение святые отцы опровергают очень точным и, на первый взгляд, строгим поучением: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Без Церкви нет спасения, она подобно нетонущему кораблю хранит нас в этом бурном житейском море среди волн различных искушений, невзгод, скорбей…
«…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», - говорит Господь Своим ученикам. Все члены Церкви составляют одно целое Тело Христово. Таким определением называют Церковь святые апостолы и сравнивают ее с единым живым организмом. Подобно тому, как части тела имеют разное значение для жизни – так и в Церкви существуют разные служения.
Высшее служение несет церковная иерархия и выделяется из рядовых членов Церкви.
Иерархия установлена Господом Иисусом Христом. По свидетельству Апостола Павла: Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями на дело служения, для созидания Тела Христова…
Этими словами Апостол Павел указывает, что никто не берет сам на себя какого-либо служения: только тот, кто призван Духом Святым на дело созидания Церкви.
В Ветхозаветные времена, примерно за 15 веков до Рождества Христова, по повелению Божию пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц - первосвященников, священников и левитов.
Во времена проповеди Евангелия Иисус Христос из множества Своих последователей избрал 12 апостолов и наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими.
Со временем апостолы передали свою власть другим избранным лицам, установив так же, как и в Ветхом Завете, три степени иерархии.
С молитвой Господу они возлагали на избранных людей руки и посвящали их служению Церкви.
По примеру ветхозаветной Церкви, и в новозаветной христианской Церкви существуют три степени священства: епископы, пресвитеры (или священники) и диаконы.
Через Таинство рукоположения, или священства, они получают благодать Святого Духа совершать богослужения, учить людей христианской вере, управлять церковными делами.
Самый низший священный чин в Церкви – диаконы. В переводе с греческого диакон значит - служитель. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении Таинств, но сами совершать их не могут.
Первые диаконы были избраны иерусалимской общиной и рукоположены апостолами.
Христиане приносили к ногам апостолов свои имения, имущество, деньги. И очень скоро апостолы вынуждены были заниматься разделением всего принесенного между нуждающимися. Таким образом, они лишились возможности служить Церкви так, как они служили сначала, проповедуя Благую весть и поставляя епископов. Тогда они обратились к народу и предложили выбрать семь помощников.
Первым назначением диаконов была помощь в благотворительной деятельности – раздаче пищи, заботе о вдовах: «Так называемые у нас диаконы, - пишет Святой Иустин Мученик, - дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют». Это значит, диаконы разносили не только пищу, но и Евхаристические Дары – Тело и Кровь Христовы.
Пресвитеры относятся ко второму чину священства. Греческое слово «пресвитер», переводится на русский язык как «старец», человек, умудренный опытом.
Сообщение благодати священства через рукоположение – великая тайна, которая постигается только верой. Особенная благодать Святого Духа действует в пастырях Церкви. В этом заверяет нас святой апостол Павел: «внимайте себе и всему стаду,- говорил он некогда пастырям Ефесской церкви, - в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».
Церковные Таинства излечивают не только недуги душевные, но также и телесные. Апостол Иаков в своих посланиях дает наставления христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне». В послании апостола говорится о Таинстве елеопомазания или соборования. Пресвитеры или священники имеют право совершать все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу – это Таинство священства и освящение мира.
В церковном предании священникам присваивается не только право совершать Таинства, быть живым посредником между Богом и человеком, но и жертвовать собой в деле душепопечения по образу служения Первосвященника Христа. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя", и "овцы знают его и слушаются гласа его".
Пастырство связано с особой ответственностью за паству. Связь пресвитеров с мирянами есть не властвование, но взаимная любовь и почитание. Пастыри получают особый дар сострадательной любви, - чужие горести и падения они делают как бы своими собственными, по образу служения апостольского, как пишет об этом святой Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»
Священство есть высшее из благ, каким пользуются люди. Священномученик Игнатий Богоносец.