Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Святой апостол Иоанн Богослов.
В третьей части Символа Веры говорится о первом пришествии Господа Иисуса Христа на землю.
"Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася".
Господь приходит на землю, чтобы спасти человека, которого Он создал. Спасти посредством мучительных страданий и крестной смерти Свое возлюбленное творение, Свой образ и подобие, ради кого
Он создал, как прекрасный дворец, этот мир, зажег звезды и светила на тверди небесной, насадил райский сад, возвеличил которого паче всякого творения и поклониться которому, как господину, привел всякую земную тварь. Почтил его истинно божественными свойствами — разумом и свободой, ожидая от него только одного — ответной любви.
Человек избрал другой путь, путь бытия без Бога. Грех богоотступничества, совершенный первыми людьми проложил пропасть между Богом и человеком. Человек, призванный к богоподобию, к вечному блаженному бытию с Богом, обрекает себя на смерть, страдания, болезни, зависимость от дьявола. Посредством преемства человеческой природы эти недуги наследуют все последующие поколения людей.
Никому, кроме Бога, не под силу спасти человека от этого тяжкого, хотя и заслуженного бремени. И Господь еще в раю, прощаясь со своим блудным сыном, обещает ему, что наступит день, когда один из рожденных Евой "сотрет главу змию" и уничтожит власть греха и смерти.
Этим потомком Евы будет Господь Иисус Христос, воплотившееся Слово, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Который, став Человеком, уврачевал Своим божеством человеческое, Своею смертию победил смерть: "И
Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины".
Произошло это тогда, когда настала "полнота времен", когда лучшие из язычников уже устали от игрищ с божествами и духами, а лучшие из иудеев поняли, что даже самое тщательное
исполнение предписаний закона не может наполнить бесконечную жажду человеческого сердца, когда человечество, пройдя долгий путь мытарств в поиске утерянного, пусть в небольшой своей части, но уже было готово к принятию истинного учения о Боге.
Не переставая быть Богом, Творец принял в Себя полноту человеческой жизни — со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе. Он стал Богочеловеком. Именно стал, а не "начал казаться". Он не просто принял облик человека, а действительно принял в Себя все, свойственное человеческому бытию (кроме греха) — не только тело, но и душу, и волю человека Он сделал Своими.
Чистую и непорочную Деву Марию Господь через Архангела Гавриила смиренно просит стать Его Матерью, и она первая узнает о том, что пришло время, когда обещанное исполнится.
Это одно из важнейших мест Библии, показывающее, насколько трепетно Господь относится к нашей свободе. Желая спасти нас, Он испрашивает на это нашего согласия, не желая навязывать Свою волю даже в благом. Любя нас, Он жаждет встречного зова любви. По словам одного известного богослова, надо почувствовать "в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать".
И лишь когда Он слышит человеческое согласие: "Да будет мне по слову твоему", — лишь тогда Слово становится плотью.
Впереди рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная вечеря и арест, Распятие и Воскресение... Он родится скромно и незаметно, так, как вроде бы не подобает Владыке и Царю Вселенной, но восход звезды и славословие ангелов на небесах возвещают человечеству новую эру.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Святой апостол Иоанн Богослов