«Сын Мой! Отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои».
Книга Притчей Соломоновых
По воле Отца Небесного приходит человек в этот мир.
Сильные добрые руки отца держат его.
Купель Крещения дает человеку рождение свыше, ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».
Так начинается духовное восхождение человека в Царствие Небесное.
Преподобный Серафим Саровский говорил своим духовным чадам: «Стяжи дух мирен и около тебя спасутся тысячи».
Путь в Царствие Божие, на который встает всякий христианин, узок и труден.
И на этом трудном пути ему необходима духовная помощь.
Деяния Св. апостолов рассказывают нам о том, как апостол Филипп шел из Иерусалима в Газу и встретил на дороге мужа Ефиоплянина,
читавшего книгу пророка Исаии. И на вопрос Филиппа:
«Разумеешь ли что читаешь?», - он ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?».
Наставлять, вести по пути духовного делания может лишь тот, кто сам прошел успешно этот путь.
Всякое дело судится по плодам. «По плодам их узнаете их», - говорит Господь. А плоды – это те духовные дары, которыми обладает наставник, духовный отец.
Личным опытом прошедший школу трезвения и умно – сердечной молитвы он становится способным руководить духовными чадами на пути ко Христу.
Видя устроение своего ученика, то есть характер его души и степень духовного развития, он должен обладать даром рассуждения и «различения духов».
Он должен быть духовным врачом, а значит уметь проникать до самых глубин души человеческой, видеть в ней самое зарождение зла, а также причины этого зарождения, устанавливать точный диагноз духовной болезни и указывать точный способ лечения.
От благих учителей и учительство благое.
Поэтому христианин, который ищет духовного руководства и просит Господа о даровании ему духовного отца и наставника – доброго желает для души своей.
С первых христианских времен Церковь исполняет призыв апостола Павла поминать наставников, которые проповедывали нам Слово Божие.
«Повинуйтесь наставникам вашим, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая…».
Святые отцы призывают нас: «Главное делай все с советом и вопрошанием отца твоего духовного о Христе Иисусе;
ибо таким образом, благодатию Христовой несносное и стремнинное бывает легко, и тебе кажется, что ты несешься по ровному, несколько покатому полю».
Признаком искреннего отношения к духовному отцу является полная откровенность и честность перед ним в слове и деле, стремление ничего не делать по своему желанию и разумению, отсекать свою волю – вот то, что необходимо ученику.
Спросив у духовника совета, надо обязательно следовать ему, не прекословить, не спорить,
так как споры происходят от гордости и неверия.
Духовник же со своей стороны принимает всю ответственность за грехи своего духовного сына или дочери и берет их на свою душу.
Будучи «поручником стада» своего, духовный отец становится его вождем в Горний Иерусалим, чтобы, приведя его к Престолу Божию, сказать: «Се аз и чада, яже ми еси дал».
«Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в пристань, так душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на Небо, хотя и много грехов соделала».
Преп. Иоанн Лествичник
«Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов».
Послание Святого Апостола Павла