Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного…
Святитель Григорий Богослов
На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания.
Такие люди назывались аскетами или подвижниками.
Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов.
Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы.
Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».
Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.
По воле Императора Константина христианская религия стала господствующей и строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Тогда некоторые ревностные христиане стали удаляться, сначала в городские окрестности, а затем в пустыню.
Так было положено начало монашеству, или по-русски иночеству – иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.
Иночество или монашество это великое таинство обручения человеческой души Господу, при ее земной жизни.
Монашеский образ жизни сравнивается с ангельским, выше которого быть не может. Об этом говорят и оптинские старцы: «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего».
Личная цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души.
Молитва за весь мир, лежащий в грехах - вот главное дело монаха. Внутренняя жизнь его души состоит в непрестанном покаянии и молитвенном восхождении к небесам.
Очистив свое сердце, иноки с любовью помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов.
Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, они создают подобие рая на земле.
Всем своим образом жизни монахи стремятся уподобиться Христу. И за это прославленные святые, состоящие в монашеском чине, носят высокое именование "преподобных".
Монах, вступая на путь иноческой жизни отказывается от всех жизненных интересов, дает обет целомудрия или безбрачия, обет нестяжания, т.е. отказаться от своего имущества и полного послушания. Евангельские слова из уст Самого Спасителя открывают сокровенный смысл данных монахом обетов: «...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.
Он отказывается от своего имущества и во всем исполняет волю своих духовных руководителей, оставаясь наедине с Богом, ради развития в себе сил духовных.
Жизнь монаха далека от праздности, часто она сопряжена с суровым буднями, постоянный труд, послушания и молитвы редко прерываются на короткий сон и скромную трапезу. История монашества знает, сколь нелегок путь иноческой жизни, и, что лишь некоторые способны достойно пройти его до конца.
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. Женские монастыри существовали с древности. В них устанавливались те же правила и обычаи, как и в мужских.
Желающие поступить в монастырь проходят длительное испытание своих намерений и сил, готовясь дать невозвратные обеты Господу.
Монашеская иерархия включает в себя несколько ступеней. Сначала послушник получает благословение на ношения рясы и становится рясофорным монахом. Затем он приносит обеты, проходит монашеский постриг и становится мантийным монахом. Иногда опытные монахи принимают схиму – высшую степень монашества, накладывая на себя более строгие обеты.
Родиной монашества стал покрытый пустынями Египет. А его основателем преподобный Антоний Великий. Его ученики жили порознь в пещерах или хижинах, расположенных вдалеке друг от друга в безлюдной местности, находясь под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. На Руси монастыри появились почти одновременно с принятием христианства – в конце десятого века. Монашество здесь настолько распространилось и укрепилось, что стало духовным стержнем и идеалом русской православной культуры. Родоначальниками иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий – игумены Киево-Печерского монастыря.
Монашеский образ жизни со времени принятия христианства стал для русского народа понятным и дорогим. Множество монастырей за короткое время покрыли русскую землю. Они подобно духовным росткам, выросшими на почве религиозного духа русского народа, являлись светочами христианского просвещения и благочестия.
Главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой молитве о церкви, отечестве, живых и умерших.