Возьмите щит веры, которым сможете угасить... стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие.
Послание к Ефесянам святого Апостола Павла (6,16-17)
Слово “страсть” дословно означает “страдание” — именно в этом смысле мы говорим о страстях Господа нашего Иисуса Христа на кресте.
Однако в святоотеческих писаниях это слово приобрело иной смысл. Страстями отцы-подвижники называют укоренившиеся греховные привычки — язвы души, которые причиняют страдания их обладателям.
Естественно, страсти образуются в
человеке не без помощи злых духов: как говорят святые отцы, страсти — те же бесы. И это действительно так: одержимый сильной страстью человек мало чем отличается от бесноватого. Страсти как цепи, сковывают нашу свободу, и мы становимся рабами греха. Через страсти злые духи как уздой управляют человеком.
Как пишет святой апостол Павел: “Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”.
Борьба со страстями основана на понимании их действия и обучении законам невидимой духовной брани. Местом сражения в ней является наше сердце, а временем — вся наша жизнь.
Первый закон этой невидимой битвы — это то, что человеку нельзя надеяться на свои силы, свое разумение или доверять своим чувствам. Силы наши далеко не равны силам невидимых врагов, а чувства повреждены грехопадениям.
Первоосновой всех страстей, действующих в человеке является гордость. Гордый человек забывает о Боге, считает себя центром мира и угождение себе считает главным благом. Он присваивает себе право судить и осуждать ближних, сам устанавливает законы и требует, чтобы и другие по ним жили. Закон Божий оказывается для такого человека неприемлем.
Если же мы хотим победить какую-либо страсть своими силами, без помощи Божией, то этим только укрепляем свою гордость. То есть, пытаясь разрушить здание страстей, мы как бы укрепляем его фундамент.
Поэтому борясь с грехом, прежде всего, нужно избавится от гордости и приобрести смирение. Смирение подрывает основу страстного состояния, а благодать Божия довершает дело, начатое самим человеком.
Для исправления жизни человеку важно осознать состояние своей души. И как часто бывает, что чем чище душа у человека, тем внимательнее он следит за своими мыслями и желаниями. Как на белой бумаге каждое пятнышко заметнее, чем на грязном листе.
Старец Никодим Святогорец в своих поучениях говорил, что если хочешь побороть страсти, то сначала внимательно изучи свое сердце и пойми, какие помыслы, какая страсть наиболее господствует и мучает его, а затем именно против неё веди борьбу.
Если же в сердце внезапно поднимется другая страсть, то нужно тотчас прогнать ее, а затем опять обратить оружие против главной страсти. В этой невидимой борьбе, следует в первую очередь противоборствовать тому, что наиболее опасно в данный момент.
Старец Никдим учил также, что нужно быть готовым к нападению страстей, стараться не допустить их в сердце. Но если же это произошло, то нужно не обнаруживать это ни словом, ни делом, ни даже взглядом.
Избавиться от страстей помогает приобретение противоположных им добродетелей и исправление пороков души. Лучшим средством от возбуждения страстей является устранение причин, от которых, они происходят.
Духовным руководством в этом может служить житие преподобной Марии Египетской. Она, с юности проводившая жизнь в веселье и распутстве, осознала свой грех и обратилась за помощью и предстательством к Пресвятой Богородице.
По повелению Богоматери Мария ушла в пустыню за реку Иордан, где прожила в посте и молитве 17 лет, пройдя там трудный путь борьбы со своими страстями, которые как дикие звери нападали на нее и мучили греховными помыслами и страстными желаниями, напоминая об удовольствиях прошлой жизни. Во время этих нападений она молилась до тех пор, пока помыслы не стихали. Спасением для неё была лишь непрестанная молитва.
В конце жизни преподобная Мария Египетская достигла святости, так что была наделена свыше даром прозорливости, никогда не учившись, знала Священное Писание, переходила реку Иордан по воде как посуху.
Её житие учит нас, что грех надо оставлять решительно и весь сразу, а не постепенно, вести с ним борьбу непримиримую «до крови», возненавидеть его. Хотя бы нам и пришлось быть побежденным грехом вновь — не бросать своей борьбы.
Человеку для того, чтобы исполнить заповеданное Господом, нужно отказаться от образа “жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях”, как говорит Евангелие. Помощью в этом служат покаяние и частая исповедь, очищающая наше сердце, а главное — участие в таинстве Причащения, в котором мы соединяемся с Господом.
Наше стремление к добру должно быть постоянным, а победа зависит от помощи Божией. Господь, видя расположение нашего сердца, пошлет нам свою благодать: “если Сын освободит вас, то истинно свободны будете”, то есть будете свободны от греха.
Борьба со страстями и победа над ними приближают нас к цели всей нашей жизни — очищению души, в которую входит благодать Святого Духа и она обретает утраченную через грехопадение прародителей чистоту и славу.
Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
К Римлянам послание святого Апостола Павла (8,10)