Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие… Святитель Игнатий Брянчанинов
Евангелие от Матфея сообщает одну удивительную истину. Оно приводит слова Самого Господа, Который говорит о том, что Царствия Небесного удостоится тот, кто обретет духовную нищету: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Обретет нищету. Эта пародоксальная на первый взгляд мысль полна для христианства глубокого смысла. «Духовная нищета» - это такое состояние человека, когда он путем отказа от своих грехов и страстей обретает совершенство. Это понятие означает обретение нескольких добродетелей, общий смысл которых можно выразить через идею
самоумаления человека.
Современному человеку этот призыв к умалению может показаться странным. Человек – высшее создание на земле, в отличие от остальных тварей он наделен разумом, он владыка мира и животных. Умаление его достоинства унизительно для него.
Христианская идея умаления не принижает достоинства человека. Она способствует проявлению его истинного лика – богоподобия. Ведь Сам Господь не посчитал низким для Себя совершить подвиг умаления, когда Он сошел на землю и стал человеком.
Безграничный и вездесущий, Он облекся в ограниченное человеческое тело. Всемогущий, Он принял на Себя свойственное человеку несовпадение между желанием и его осуществлением. Всевидящий и Премудрый, Он воспринял человеческий разум, небезграничный в познании сущего.
Акт божественного воплощения преобразил человеческое естество во Христе. Восстановил главенство духа в человеке, подчинил ему волю, чувства. Подвиг божественного нисхождения дает возможность человеку взойти на небо, обрести спасение от смерти и вечную жизнь в общении с Богом.
Это восхождение совершается через стяжание человеком «духовной нищеты», через умаление им своей гордыни. Он прощается с ложным чувством самостоятельности и независимости. Он осознает свою немощь и несовершенство.
Первым шагом по духовной лествице, возводящей на небо, становится стяжание добродетели покаяния. Она позволяюет человеку познать самого себя. Грехи притупляют способность человека трезво оценивать себя и свои силы. В покаянии
человек осознает порабощающую силу греховных страстей, свою немощь и силу греха.
Совесть есть в каждом человеке. Она, несмотря на старания человека заглушить ее голос, время от времени подает о себе знать угрызениями и запоздалым сожалением о содеянном. Глубокое религиозное покаяние отличается от обычных угрызений совести тем, что оно сопровождается верой в Бога. С Ним себя сравнивает кающийся и осознает свое полное ничтожество перед Его сияющей святостью.
Но если чувство раскаяния не сопряжено с любовью к Богу, оно может приумножить грехи человека. Привести его к унынию и даже самоубийству. Напротив, истинное покаяние возводит человека на следующую ступень духовной лествицы. Благие плоды покания заключаются в обретении человеком добродетели смирения.
Осознав глубину своего падения, верующий понимает, что без Бога он не сможет подняться со дна пропасти, куда его вверг грех. Истинное покаяние только увеличивает любовь и стремление к Богу. Унынию не остается места в душе человека. Ибо, несмотря на осознаваемое несовершенство, человек знает, что он возлюбленный сын Божий, и ради него Господь пошел на муки и смерть. Человек осознает свою неспособность в одиночку справиться с грехами, но ликует от того, что с ним Бог.
Христианское смирение – это не безволие и пассивность, но деятельное стремление к Тому, кто поможет каждому перестроить свою жизнь на началах добра и правды. Единожды избрав Бога и встав на путь покаяния и смирения, человек всю жизнь должен возрастать и преумножать обретенное богатство, сохранять верность Ему. В этом ему будет помогать христианская добродетель терпения.
Узок и тернист путь, ведущий ко спасению, широка только дорога в ад. Многое в жизни человека будет стремиться совратить его с пути истинного. Ополчится на него дьявол, возмущая людей отвечать злом на добро, им творимое. Ненависть людей будет преследовать его, темные дела которых будут обличаемы светом его праведности. Искушения и соблазны, которыми враг рода человеческого попытается ввергнуть его в геену огненную, будут терзать его душу. Терпение и духовное мужество, упование на Бога сохранят человека от козней мира сего.
Терпеливому, немстительному перенесению напастей от мира будет служить добродетель кротости. Тот, кто познал гнетущую зависимость человека от греха, увидел мрак и безысходность бытия без Бога, не может без боли и скорби смотреть на то, как погибает другой человек, творя беззаконие. Он не способен осуждать ближнего, ибо понимает
истоки его слепоты и заблуждений. Он любит и сожалеет о нем, ибо знает, как высок человек и как низко он пал. Он не сможет превозноситься над ним своей праведностью. Велик дар «духовной нищеты», этого сокровища покаяния, смирения, терпения и кротости, соделывающий из погибающего немощного слепца непобедимого воина Христова.
Плачущий о себе не знает уныния. Преподобный Иоанн Лествичник