Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия.
Книга премудрости Соломона
Мысль о мировом зле лежит тяжким бременем сомнения на сердцах многих людей, и только верующему сердцу дано победить эти сомнения. Однако языческая религия не могла дать человеку утешительного ответа. Людям приходилось смиряться с мыслью о том, что или зло происходит от самих богов, или боги бессильны перед злом.
Но Христианство утверждает, что Бог благ, т.е. любит свое творение и всемогущ. Почему же в мире, где правит благой и всесильный Бог, существует зло? На этот нелегкий вопрос Христианство дает неожиданный ответ: по-настоящему существует лишь то, чему Сам
Господь даровал жизнь, а, если Бог не сотворил зла или смерти, то они и не существуют сами по себе. Разве можно сказать, что существует тьма? Нет, тьма – это недостаток света, и как только свет проникает в темное место, тьма тут же рассеивается.
И все же мы живем в мире, где происходят кровопролитные войны, где ежедневно невинные люди становятся жертвами жестоких преступлений, стихийных бедствий, эпидемий и все это вполне реально. В чем же корень этих зол?
Причина появления зла кроется в свободе, которой Господь одарил ангелов и людей. Бог хочет, чтобы Его любили, но Он не заставляет любить Себя (ведь это была бы уже не любовь), а только предлагает: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь, дабы жил ты… любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к
Нему; ибо в этом жизнь твоя».
При верном употреблении свобода становится источником блага. Но если правильный выбор делается по принуждению, то он уже не имеет никакой ценности. Выбор должен быть свободным и осознанным.
Быть свободным – значит иметь возможность ошибиться, отказаться от блага и выбрать зло. Первым эту ошибку совершил ангел по имени Денница, которого мы называем дьяволом или сатаной. Он увлек за собой часть ангелов Божиих, ставших бесами. Мы верим, что зло не будет пребывать в мире вечно, после Страшного суда Христова оно будет окончательно побеждено и уничтожено. Но сложнее всего победить не то зло, которое существует рядом с нами, а то, которое поселилось в нашем собственном сердце. Это страсти и грехи, которые удаляют нас от Бога.
Для того чтобы помочь нам освободиться от
греха и спасти нашу душу для вечности, милосердный Господь порой попускает нам кратковременные земные страдания. Одному лишь Богу известно, какое множество людей обрело истинную живую веру, пережив утрату близких или перенеся тяжелую болезнь, сколько людей научилось сострадать ближним, испытав нужду и лишения на своем жизненном пути. Так премудрый Господь обращает следствия греха – болезни, страдания и саму смерть на пользу Своему падшему творению.
Однако следует помнить, что не любое страдание спасительно, а лишь принимаемое со смирением и благодушием. Вспомним, например, двух разбойников, распятых со Христом. Лишь благоразумный разбойник, смиренно принявший волю Божию о себе, услышал от Спасителя утешительные слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Мы не унываем... ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
Второе Послание к Коринфянам святого Апостола Павла