В истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас. Святитель Лев Великий
Окружающая жизнь часто не дает человеку опомниться и задуматься над тем вопросом, для чего он пришел в этот мир и в чем его предназначение. «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута Божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины». Для достижения этого молчания человек приходит к Богу и находит ответ в учении Церкви: цель христианской жизни – спасение души.
По Божьему замыслу человек через собственное приближение к Господу призван и весь остальной мир соединить со своим Творцом. Но поставленный во главе творения впал в грех и, тем самым, отдал мир во власть
лукавого духа. Таким образом, наш мир стал ареной борьбы между добром и злом.
Христос Своими страданиями и крестной смертью восстановил утраченную красоту, истину и добро. Теперь, следуя по пути Христа, человек имеет возможность вернуть эту истину и в свое сердце. По мере нашей веры и преданности Господу, Он подает нам все нужное ко спасению: Святые Таинства, Предание Церкви, духовные наставления святых отцов…
Следуя их учению, христианская жизнь начинается с обращения к Богу, затем следует очищение через покаяние. Через постижение заповедей и обновление внутреннего человека верующий достигает освящения или обожения. Без которого, по словам преподобного Силуана Афонского, исчезает смысл человеческого бытия.
С чего человек начинает путь своего
спасения? По слову апостола Павла: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
Грешник это человек, как бы погруженный в глубокий сон. И какая бы ни приблизилась опасность, он, подобно крепко спящему, не проснется и не встанет, если кто-нибудь посторонний не подойдет и не разбудит его.
Действие Божией благодати это есть тот «посторонний», под действием которой человек, разбуженный от греховного сна, начинает видеть свою жизнь в свете Христовой истины. Его душа, познавшая любовь и благость Творца, начинает тянуться к этому свету и тосковать о чистоте, которую дает истинное покаяние. Человек начинает понимать, что все, чем он жил, чему он так предан и так ценит, ничтожно по сравнению с той жизнью, которую дает ему вера в Бога.
Но это еще не изменение, а только
возможность того, что Господь называет рождением в жизнь вечную. Пробудившаяся и покаявшаяся душа подобна новорожденному младенцу. Этого младенца следует питать Таинствами Церкви, которые установил для нас наш Спаситель Христос.
Первое из них – Таинство Крещения. В Евангелии, в беседе с тайным учеником Никодимом Господь говорит: "Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Крещение это та дверь, чрез которую человек может войти в церковь спасаемых: «Ибо спасен будет лишь тот, кто будет иметь веру и креститься».
Иметь истинную веру – нелегкий труд, идти к спасительной цели иногда не хватает ни воли, ни сил. Порывы покаяния гаснут, из сердца не уходят мирские привычки и пристрастия и человек становится теплохладным, неспособным идти дальше по
пути спасения. Выход из этого тупика находится в развитии такой добродетели как ревность о спасении души. Она и есть залог успеха на пути к приобретению Духа Святаго – основной цели христианской жизни.
Для развития этой ревности о спасении нам требуются положительные примеры жизни во Христе, где во всей полноте раскрывается красота духа, сочетание христианских добродетелей и воплощенный образ Божий. Такие примеры мы можем найти в литературе с жизнеописанием святых подвижников, мучеников, преподобных, а также и в нашей повседневной жизни. Следует только среди всех житейских тревог и волнений суметь увидеть Божий Промысел о каждом из нас. И тогда в душе каждого верующего всегда будет «ощущение сладости жизни в Боге».
Ощутив благодать Божию, «Царство Божие, которое по слову Христа внутри нас есть»,
христианин делает все возможное, чтобы сохранить и возрастить этот Божий дар в своей душе. Господь говорит о Царстве Небесном как драгоценной жемчужине, найдя которую купец из евангельской притчи, продал все, чтобы приобрести это сокровище. Оно неизмеримо велико и так многоценно, что несравнимо ни с чем на земле и ничего не жаль для его приобретения. Тайна спасения заключается в обретении этого сокровища. Познав ее, христианин остаток дней своих подчиняет этой высшей цели.
Дело спасения ты не совершишь без Христа и Христос не совершит без тебя. Святитель Филарет митрополит Московский