«Великая крепость и божественная сила дается тем, кто с верой и чистой совестью преступает к иконам святых!»
Почитание святых икон занимает немалое место в православном благочестии. Перед святыми иконами в храмах и домах молятся, возжигая свечи и лампады, ими благословляют, через них получают исцеления, а иногда и указания от Господа.
Церковное Предание свидетельствует, что «еще с апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, и верующие поклонялись им…»
Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ».
Искусство иконописи – это драгоценная часть Священного Предания Православной Церкви.
Вторая ипостась Святой Троицы – Сын Божий вочеловечился.
И в лице Господа Иисуса Христа люди смогли созерцать своими земными глазами Самого Бога. Сын Божий, как Божественное Слово есть образ Бога Отца:
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.
До боговоплощения этот образ был невидим для человека, и являлся только в слове. В Ветхом Завете почиталось Божественное Откровение, запечатленное в книгах Священного Писания, и никакого изображения лица Божия не могло быть.
Учение Православной Церкви об иконопочитании выразили собравшиеся в Никее в восьмом веке Святые Отцы УII Вселенского Собора.
Постановление Собора говорит, «… честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображенного на ней».
Апостол Иоанн Богослов свидетельствует в своем послании о том, каким счастьем было для Апостолов видеть Господа, касаться Его, приобщаясь к жизни Самого Бога.
Частицу этого счастья и благодати дарит нам Церковь через изображения Господа Иисуса Христа.
Первый образ Иисуса Христа появился во время Его земной жизни. Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый Лик полотенцем, который чудесно изобразился на этом плате.
Христос исполнил просьбу царя Едесского Авгаря, и послал ему Свой образ, запечатлевшийся на плате. Приложившись к этой богозданной иконе, Авгарь очистился от проказы. Этот образ известен под названием Нерукотворный Спас.
Особым почитанием и благодатной силой обладают иконы Божией Матери. Пресвятая Дева является той «лестницей», которая соединяет невидимое небо и наш видимый мир.
В иконе Богоматери мы имеем Ту, Которая послужила воплощению Богочеловека, Ту, Которая у Креста, где умирал Ее Божественный Сын, усыновила весь человеческий род. Поэтому иконы Богоматери занимают особое место. В храме и на богослужении они рядом с иконами Спасителя.
Пресвятую Троицу изображают в виде трех Ангелов, сидящих за столом. Так Господь явился некогда Аврааму.
Святые почитаются нами, поскольку в них изобразился Христос. Они являются живыми иконами. И в той же мере православными почитаются и их изображения.
Золотой фон, на котором часто изображены святые, говорят нам о той нетленной Славе Божией, в которой пребывает Господь и любящие Его.
На иконах изображаются и события Священной истории. В сюжетах из Ветхого и Нового заветов иконопись доносит до нас не историческую действительность, а спасительный для нас смысл этих событий.
В этом смысле икону называют «Евангелием в красках».
Особые приемы написания икон позволяют видеть не обычное лицо и тело, но духовно преображенное, способное вместить божественную благодать.
Принцип обратной перспективы позволяет изменить пространство. Человек, смотрящий на икону, становится центром ее созерцания. Он приобщается к происходящему на ней и тем самым становится причастником Божией благодати.
После написания имени и освещения, икона становится местом благодатного присутствия Изображаемого на ней.
В чине освящения иконы звучат слова, означающие ее истинное предназначение для молящегося перед ней: через созерцание образа почитание и духовное созерцание Первообраза.
Созерцая икону, мы стремимся постичь высшее назначение человека – восстановление в себе образа Своего Творца.
«Икона – явление преображенного человечества, которое в Своем Лице явил Христос».