Если возлюбишь путь правды, обретешь вечную жизнь.
Преподобный Ефрем Сирин
Добрая христианская жизнь может быть у того, кто имеет в себе веру и старается жить по этой вере, делая добрые дела и исполняя волю Божию. Добрые дела есть выражение нашей любви. По слову апостола и евангелиста Иоанна Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Мы получили от Бога особые средства для того, чтобы различать добрые дела от злых. Эти средства - закон Божий внутренний – совесть, и закон Божий внешний, или заповеди Божии.
Совесть - это внутренняя духовная сила или проявление духа в человеке. Как внутренний закон она присуща всем людям. Как духовная
сила она требует развития и совершенствования в связи с другими душевными силами: с умом, сердцем и волей.
Со времени грехопадения ум человеческий помрачился, воля ослабла, чувство исказилось, душа человека потеряла устремленность к Богу. Человек постоянно имеет в себе «угрызения совести», сознавая свою греховность.
Повреждение человека как образа Божия первородным грехом, оторванность души от духа выражены в словах Апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Чтобы человек всегда был на страже своей совести, Бог дал ему внешний закон – заповеди Божии.
Это произошло в ветхозаветные времена, когда иудейский народ был чудесно освобожден из египетского рабства. Тогда на пути в землю обетованную, в пустыне, на горе
Синай, пророк Моисей получил от Бога Закон в виде десяти заповедей.
Они были написаны Духом Божиим на двух скрижалях, то есть каменных досках:
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы освятить его; шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.
Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Эти заповеди даны не только народу израильскому, но и всему человечеству, потому что по сути своей они тот же закон, который написан в наших сердцах и соблюдается нашей совестью.
Господь Иисус Христос на вопрос одного юноши: «Что ему сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
В Своей Нагорной проповеди Спаситель произнес девять заповедей блаженств. В этих призывах Господь возвысил и углубил смысл десяти заповедей, данных на горе Синай: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.
Иисус Христос учил понимать и исполнять их совершеннее, нежели их понимали до Его пришествия на землю. Он внушает верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но и в самих мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца.
На вопрос, какая наибольшая заповедь в законе, Спаситель ответил: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим; вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Разделение десяти заповедей на две скрижали означает, что в них заключается два вида любви – любовь к Богу и любовь к ближнему. На это и указывает нам Христос, говоря о двух заповедях.
Во время Тайной вечери Господь дает последние наставления своим ученикам и говорит новую заповедь о любви:
«Да любите друг друга; как Я возлюбил вас… По тому
узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Новое в этой заповеди – не само учение любви, но указание на то, что христиане должны любить так, как любит Сам Христос.
Ветхозаветные заповеди указывают на то, что противоречит любви и отделяет человека от праведной жизни. В Евангелии истинная жизнь раскрывается в полноте как совершенная Божественная любовь.
Все евангельские заповеди - не повеления, а призывы, в ответ на которые человек может приобрести любовь, которую дает только Бог. Любовь – это высший дар Святого Духа. Сам Бог есть Любовь.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» - заповедал нам Христос.
Приобретая любовь, человек восстанавливает утраченную при
грехопадении связь со своим Творцом. Благодать Божия, поселяясь в душе верующего как в храме, дает силы побеждать грех и соблюдать заповеди, в исполнении которых мы обретаем надежду на вечную жизнь.
Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога.
Преподобный Исаак Сирин