Священство есть высшее из всех благ, каким пользуются люди.
Священномученик Игнатий Богоносец
Со времен Апостолов – учеников Христовых высшая власть в Церкви принадлежала Соборам. Самый первый из них состоялся в Иерусалиме в 51 году от Рождества Христова и получил название Апостольского Собора.
Преемниками апостолов стали епископы, и впоследствии такие Соборы стали именоваться Поместными.
Церковные Соборы способствовали появлению титула, значение которого определялось как "первый среди равных".
Из нескольких епископов избирался Патриарх – епископ ответственный за созыв Поместного Собора и утверждение его решений от имени народа.
Апостольское правило гласит: "Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, как главу, и ничего не творить без его согласия. Но и первый ничего не делает без согласия всех".
Слово "патриарх" в переводе с греческого означает "первый из отцов", "родоначальник".
В Священном Писании оно встречается только при воспоминании двенадцати сыновей Иакова – родоначальников народа израильского.
Апостол Павел называет патриархом праведного Авраама.
Глубокая вера, готовность пожертвовать самым
дорогим, следуя воле своего Творца, заслуживает почитания, какое Церковь оказывает образу и идеалу Патриарха.
В истории христианства патриархом называется епископ, управляющий Поместной Церковью. Той частью Вселенской Церкви, которая имеет статус самостоятельной или автокефальной Церкви.
В 325 году Римский император святой равноапостольный Константин Великий созвал Первый Вселенский собор, который состоялся в городе Никее.
В качестве председателя собора святой Константин узаконил его определения, главным из которых был Символ веры.
Подобно тому, как были у Императора помощники в области светского и военного
управления, должен был появиться помощник и в области управления духовного.
Так началось формирование титула и сана Патриарха, который был окончательно установлен в пятом веке и сохранил свое каноническое значение до наших дней.
Вторая столица Римской Империи Константинополь стал столицей Патриархата.
В 325 году на I Вселенском Соборе святителю Митрофану был присвоен титул Патриарха Константинопольского.
Его служение в этом высоком чине было недолгим, святитель был болен и за десять дней до смерти по просьбе императора назначил себе преемника – епископа Александра.
Преставился святитель Митрофан в 326 году, в возрасте 117 лет.
В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе был окончательно установлен титул Патриарха, а самые крупные центры христианской жизни стали центрами патриархатов.
Епископы Рима, Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии стали носить титул патриарха.
До середины XV столетия Русская Православная Церковь являла собой самую многочисленную и пространную митрополию, которая была в составе Константинопольского патриархата.
В 15 веке, после падения Византийской Империи, русское государство стало единственным независимым православным царством. Москва в полной мере осознала
себя в роли "Третьего Рима", а Русская Церковь обрела каноническую независимость. И в XVI веке Великий князь Иоанн IV принял царский титул.
Во время царствования Федора Иоанновича в 1589 году при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II был избран первый русский Патриарх - святитель Иов.
Промыслительно Русская Церковь получила патриаршее возглавление. Словно сама история готовила русский народ к предстоящим испытаниям Смутного времени, когда само существование государства и Православия стояло под угрозой.
Святители Иов и Гермоген со всей полнотой своей горячей веры и
преданности Православию благословили русский народ на борьбу за веру и Отечество.
После окончания Смуты в царствование Михаила Федоровича Романова ближайшее участие в управлении страной принимал его отец патриарх Филарет.
Соединяя в своем правлении светскую и духовную власть, он поднял государственное значение патриаршества до высшей степени.
В годы великих испытаний, выпавших на долю русского народа в 20-м веке, патриархи сохранили единство Русской Церкви, в которой возсияло множество новомучеников, показав нам пример пламенной веры и верности Христу.
Многие предстоятели Русской Церкви, являясь выходцами различных сословий и
носителями разной степени учености и таланта, смогли осуществить преемство в управлении Церковью, став для православных христиан образцом веры и мудрости.
Два великих дела предлежат каждому из пастырей Церкви: дело первое – спасение собственной души; дело второе… спасение душ, вверенных его водительству.
Святитель Макарий, митрополит Московский