Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек.
Ин. 14:16
На пятидесятый день после Своего славного Воскресения Господь Иисус Христос исполнил Своё обетование, послав апостолам Духа Святого, долгожданного Утешителя.
В тот далёкий день, в девятом часу утра, с неба послышался шум, словно от несущегося сильного ветра, и наполнил дом, где находились ученики Христовы. Дух Святой сошёл в виде огненных языков на апостолов и почил на каждом из них. Исполнившись Святого Духа, они стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Господь дал апостолам способность и силу для проповеди христианского учения всем народам.
Людям было явлено третье Лицо Пресвятой Троицы — Бог Дух Святой.
День Пятидесятницы называется ещё днём Святой Троицы, ибо с явлением Святого Духа людям открылась одна из величайших тайн бытия Божия. Люди узрели, что Бог Един, но Един в трёх Лицах.
Сошествие Святого Духа было завершением дела спасения человека, ради которого сошёл на землю, умер и воскрес Сын Божий, Господь Иисус Христос.
С этого великого дня начинается история христианской Церкви.
Научаемые Святым Духом, апостолы пошли с евангельской проповедью ко многим народам. Господь помогал своим ученикам во всём, являя многочисленные чудеса.
Для совершения таинств апостолы поставляли епископов, пресвитеров и диаконов. Возлагая руки на главу своих преемников, апостолы передавали им благодатную силу совершать таинства, крестить и отпускать грехи.
Преемство апостольской благодати сохранилось до наших дней. Дар благодати Святого Духа, полученный апостолами в день Пятидесятницы, передаётся через возложение рук от епископа к епископу.
Богослужение праздника Пятидесятницы — торжественно и величественно. В песнопениях этого дня Святая Церковь чествует и прославляет Святую Троицу, единого Бога, Который не оставляет человечество Своей любовью и попечением. Эта Божественная любовь проявилась в величайшем акте божественного промысла — в ниспослании людям Святого Духа.
После Божественной литургии в день Святой Троицы читаются три коленопреклонные молитвы. В этих молитвах мы исповедуем свои грехи перед Отцом Небесным, прося Его простить нас ради великой жертвы Его Божественного Сына. Мы просим Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, как апостолам в день Пятидесятницы. К Святому Духу обращена молитва о просвещении и освящении душ и тел, ибо тело, согласно христианскому учению, есть храм Духа Святого. Оно, как и душа, должно пребывать в чистоте и непорочности.
На Руси праздник Пятидесятницы был одним из самых почитаемых. В народе говорили, что в этот день вся земля именинница. За грех первозданного Адама земля была проклята, а в этот день схождение Святого Духа освятило её.
На день Святой Троицы принято украшать храмы и дома деревьями, травой и цветами — всем, чем радует людей наступившая весна. Эти прекрасные дары послушной Богу природы символизируют собой Церковь Христову, которая с явлением в ней благодати Духа Святого расцвела подобно цветку.
Расцветает, как благоуханная лилия, и душа человека, когда касаются её лучи всё оживотворяющей Божественной благодати.
Русский писатель Иван Шмелёв в книге «Лето Господне» передает свои детские воспоминания, связанные с этим днём. «В Церкви, — вспоминает он, — зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зелёный. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, — в берёзках. Теплятся в зелени лампады. Лики икон, в берёзках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Берёзки заглядывают в окна, словно хотят молиться».
И над этим зеленоватым сумраком летит победное песнопение праздника: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!»
Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши.
Книга пророка Иоиля, 2:28