Святые — соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится.
Схиархимандрит Софроний (Сахаров)
В истории святости есть множество примеров самоотверженного служения святителей — архиереев, прославленных в лике святых. Многие из святителей прославились в деле распространения и утверждения православной веры.
В евангельской притче о сеятеле Господь говорил о проповедниках слова Божия.
Святитель Михаил, первый Киевский митрополит проповедовал и насаждал веру православную подобно сеятелю из евангельской притчи. Родом из Сирии,
святой Михаил был посвящен в сан митрополита в городе Константинополе.
В 988 году он прибыл на русскую землю вместе с другими священнослужителями к князю Владимиру, уже крестившемуся к тому времени.
На долю первого митрополита выпало нелегкое, но благодатное служение. Проповедуя Евангелие на Русской Земле, он основывал первые храмы и духовные училища, крестил и просвещал новообращенных.
Летопись повествует как за три года служения митрополита Киевского "вера православная расцвела и засияла, как солнце".
В 992 году митрополит Киевский Михаил преставился ко Господу и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой
Богородицы в Киеве. В восемнадцатом веке его святые мощи были перенесены в Успенский храм Киево-Печерской Лавры.
Постепенно возрастая и укрепляясь, Русская Церковь стала хранительницей православного вероучения и благочестия. Русское государство крепло и возвышалось: во главе стали православные цари, подобно правлению Императоров Великой Византийской Империи.
Начало семнадцатого века носит название Смутного времени. Это время шатания и разложения всякого государственного и нравственного порядка. В этот момент полного безвластия только Церковь
сохраняла единство народа.
Святитель Иов обличал изменников, составляя обличительные грамоты против власти Лжедмитрия. Отказавшись присягнуть самозванцу, он был низложен и сослан в монастырь.
В конце жизни Святитель благословляет на патриаршество казанского митрополита Гермогена.
Святейший патриарх Гермоген продолжил дело святителя Иова.
Его грамоты призывали “крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство и спасать Москву”. Они сыграли огромную роль в побуждении ратных людей к мужеству и сплоченности в деле освобождения от врагов отечества.
В своих посланиях патриарх Гермоген обращался и к изменникам. Взывая к их совести, он писал, как и за них болит его сердце и душа. За тех, кто “забыл обеты православной веры и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы”.
Святейший Патриарх стал знаменем и духовным лидером народного ополчения, созданного по его благословению.
Изменники насильно свели с престола святейшего патриарха и заточили в Чудов монастырь.
Неоднократно они посылали к нему послов с требованиями распустить войска ополчения и оставить город. Святитель твердо отвечал, что он боится одного Бога и благословит “умереть за православную веру”.
Девять месяцев провел патриарх в
тяжком заточении и умер мученической смертью от голода.
Через 300 лет, в 1913 году состоялось торжественное прославление святителя Гермогена. А через несколько лет в России началась новая Смута.
В 1917 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран Предстоятелем Святейший Патриарх Тихон.
“Это была действительно святость, величавая в своей простоте”, — говорили о Патриархе.
Как и во времена святителя Гермогена, русских людей вдохновляло бесстрашие Патриарха, осуждающего произвол богоборческой власти.
Годиной великого
Божия посещения назвал это время Святитель Тихон. Причину бедствий России он видел в грехе безверия, призывая к покаянию и очищению молитвой.
Весь груз народного горя — голод, разгул братоубийства, надругательство над Церковью, обрушился на плечи Святейшего Патриарха.
О своей жизни и будущем он не думал, обличая убийство Царской семьи, защищая духовенство и их паству.
“Пусть мое имя погибнет в истории, только бы Церкви была польза” — говорил Святитель, неся до конца свой крест вслед за своим Божественным Учителем.
Святитель преставился ко Господу в
праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. “Побеждайте зло добром!” — были его последние слова.
Евангелие говорит нам, что “никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет”.
Подобно евангельской свече святители горели перед Богом чистым пламенем молитвы, подвижничества и чистоты. Их духовное попечение и забота, явленная во время земного служения, не оставляет нас и сейчас. Своим предстательством пред Господом они помогают нам в деле утверждения и сохранения Истины Христовой.
Святые никогда не оскудевают в Церкви, как не оскудевает благодать Святого Духа.