Мы не можем просить у Бога и Его святых угодников, чтобы они устранили с нашего миссионерского пути все трудности… мы можем только молить, чтобы Он облегчил нам несение креста.
Святой равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — призвал Своих учеников Иисус Христос. Когда почти две тысячи лет назад Спаситель произносил эти слова, никто из апостолов не знал о существовании на противоположном конце земли таинственных Японских островов.
Много веков спустя евангельская проповедь всё же дошла до страны Восходящего Солнца. Впервые японцы узнали о Христе от европейских путешественников и торговцев лишь в XVI веке.
Христианство быстро распространялось на Японских островах. Однако сёгуны, правители Японии, вскоре решили взять курс на самоизоляцию страны. Они изгнали всех иностранцев и запретили своим подданным выезжать за границу. Десятки тысяч христиан как последователи чужой религии были казнены. Уцелевшие после жестоких гонений были вынуждены скрывать свою веру.
Христианские миссионеры смогли вновь появиться на японской земле только спустя два столетия. Человеком, просветившим евангельским светом эту страну, стал святой равноапостольный Николай (Касаткин).
Будущий святитель родился в семье бедного сельского дьякона. В крещении его назвали Иваном. Казалось, мальчика ждала обычная судьба сына священнослужителя. Он окончил духовное училище, затем Смоленскую семинарию. За блестящие успехи в учёбе был зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Юноше предстояло завершить образование, жениться, получить священный сан и отправиться куда-нибудь на сельский приход, как это было и с его отцом.
Однако жизнь юного студента Академии перевернуло одно событие, благодаря которому никому не известный юноша оказался впоследствии великим святым и встал в один ряд с апостолами Христовыми.
В 1854 году американская эскадра коммодора Перри подошла к берегам Японии. Испуганное военным вторжением правительство сёгунов было вынуждено разрешить иностранным судам заходить в японские порты. В Японии стали открываться консульства европейских держав. В городе Хакодате было учреждено российское консульство. Русские дипломаты направили в Петербург письмо с просьбой прислать им священника, чтобы и вдали от родины участвовать в православном богослужении.
Об этом письме узнал будущий просветитель Японии. Сердце юноши загорелось. Он внял Божьему зову и принял монашество с именем Николай, чтобы заботы о семье не отвлекали его от проповеди Евангелия, а затем и священство. В 1860 году молодой иеромонах Николай отправился в Японию.
По словам самого отца Николая, «японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Добрый и мудрый священник самой своей жизнью быстро опроверг эти невежественные представления.
В то время проповедь Христа в Японии была связана со смертельной опасностью. Ещё не были отменены законы, согласно которым любой японец, принявший христианство, карался смертной казнью, а священник, осмелившийся крестить японца, должен был поплатиться жизнью. Первое время святому приходилось проповедовать истину тайно, с большой осторожностью и риском для жизни.
Иеромонах Николай столь хорошо изучил японский язык, культуру и историю, что даже образованные японцы восхищались его знаниями и приходили к нему для учёных бесед.
Однажды к отцу Николаю пришёл языческий жрец Савабе, служитель одной из традиционных религий Японии — синтоизма. Целью Савабе было обругать христианство. С пеной у рта он бросал гневные слова отцу Николаю. К удивлению Савабе, святой ответил ему со столь поразительной добротой и любовью, вместе с тем с такой силой и убеждённостью, что жрец задумался.
После нескольких встреч с отцом Николаем языческий жрец понял, что святой открыл ему истину. Савабе принял христианство и стал одним из ближайших помощников отца Николая.
В 1873 году японское правительство отменило все законы против христиан. К этому моменту у отца Николая была уже большая община православных японцев. Воспользовавшись свободой проповеди, он открыл новые храмы, духовное училище, семинарию. Активно переводил на японский язык Священное Писание и богослужебные книги. Тысячи японцев обращались в православие. Многие из первых учеников святого сами стали священниками. Верующих стало так много, что для Японии нужен был собственный епископ. Первым японским святителем в 1880 году был поставлен святой просветитель Японии — отец Николай.
Евангельской проповеди на японской земле не смогла помешать даже Русско-японская война 1904–1905 годов. Равноапостольный Николай сумел завоевать такую любовь и уважение японцев, что они уже не могли воспринимать его как врага, хотя и знали, кто он по национальности. Пользуясь своим авторитетом, он сумел добиться хорошего обращения японских властей с русскими военнопленными. Даже во время войны ко Христу обратились сотни японцев.
Равноапостольный Николай отошёл ко Господу в 1912 году. Результат его полувековой деятельности был поразительным: из одинокого миссионера-подвижника он превратился в главу Церкви с десятками священников-японцев и десятками тысяч верующих.
Вот и ещё страна Япония, уже последняя в ряду новооткрытий: …здесь мы могли стать наряду с другими, не для соперничества и брани; — это не свойственно православию, но для того, чтобы предложить людям прямую истину, вместо искажённой…
Святой равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский