В Крещении полагается начало благодатной жизни.
Святитель Феофан Затворник
В ряду Таинств Православной Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения: оно служит дверью, вводящей в Церковь Христову, и даёт доступ к участию в других Таинствах.
Таинство Крещения — это священнодействие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа крещаемый возрождается в новую духовную жизнь.
Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своём, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», — сказал Сам Господь.
В первые времена христианской Церкви Таинство Крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло неотъемлемую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Пасха — это праздник Воскресения Сына Божия, Который умер на кресте и через три дня воскрес, явив миру Своё воскресшее, нетленное тело как залог будущего воскресения и нетления всего человечества.
И вот в Таинстве Крещения человек символически умирает со Христом и воскресает с Ним. Происходит невидимое преображение его природы. Человек очищается от грехов и получает благодатную силу бороться со злом в себе. Он обретает дар побеждать грех и утверждаться в добре и любви.
Совершается второе, духовное рождение человека — «рождение свыше». Как и рождение, Таинство Крещения может быть совершено только один раз. По слову апостола Павла — «один Господь, одна вера, одно Крещение»…
Из крещальной купели, которая, согласно христианскому учению, является образом гроба Христова, человек выходит возродившимся и обновлённым.
На него надеваются белые одежды, символизирующие собой ту светотканую одежду, в которую были облечены Адам и Ева до грехопадения. Это означает, что крещёный призван к чистой и святой жизни.
Таким образом, Крещение — это Таинство возрождения и восстановления человека, его личная Пасха, переход из старой жизни в новую, вечную, которая воссияла нам из гроба в первый день недели почти две тысячи лет назад.
Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Вера открывает сердце человека перед Богом и позволяет Ему действовать в человеческой душе, потому что вера предполагает доверие. Вера происходит «от слышания, а слышание от слова Божия». Поэтому человек, желающий принять Крещение, должен быть научен основам христианства. Это обучение называется оглашением, а сам человек — «оглашенным».
Таинству Крещения предшествуют особые молитвы — «чин оглашения». Смысл этих молитв состоит в том, что с данного момента Сам Господь Иисус Христос берёт новообращённого под Свою защиту, даёт ему Своё прибежище — ведь избравший праведный путь нуждается в защите и покровительстве свыше, так как силы зла не дремлют, а человеческие силы слабы.
Господь ограждает от зла своё чадо, и потому одними из первых в Таинстве Крещения творятся молитвы, заклинающие дьявола. «Убойся, изыди, и отступи от создания сего», — звучит в храме.
Принимающий Таинство трижды произносит отречение от «сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его». В этом отречении мы уподобляется Самому Христу, Который после принятия Им крещения от святого Иоанна Предтечи удалился в пустыню, где постился в течение сорока дней и, будучи искушаем сатаной, трижды отказался слушаться его.
После отречения от сатаны оглашенный трижды исповедует свою веру во Христа и читает Символ веры.
Выбор сделан: человек избрал Христа и присягнул Ему на верность. Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда.
Это предполагает, что человек не просто должен веровать в Спасителя как в Бога, но и жить в соответствии с Его заповедями.
Когда крестят младенца, то отречение от дьявола и Символ веры произносят от его лица восприемники — крестный отец или крестная мать. Они поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Когда младенец подрастёт, восприемники должны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал настоящим христианином.
После исповедания веры следует троекратное погружение в воду. По вере человека и благодати Божией происходит чудо: крещаемый получает дар новой жизни и обретает победу над смертью духовной, перед которой физическая смерть незначительна и преходяща.
Через Таинство Крещения стал ты храмом Духа Святого.
Святитель Лев Великий