Человек должен непрестанно изливать молитвы свои перед Богом, с великим смирением сердца и утруждением тела.
Авва Исаия
Всенощные бдения совершались Церковью с самых ранних христианских времен. Сам Господь Иисус Христос любил посвящать молитве ночные часы. Его ученики – апостолы тоже часто собирались на молитву ночью. А во времена гонений первые христиане тайно по ночам совершали богослужения в Римских катакомбах.
Этот обычай – совершать молитву ночью сохранился в Православной Церкви с древнейших времен до наших дней.
Святитель Иоанн Златоуст говорил о своих современниках – христианах: «Сила их молитв и любовь ко Христу таковы, что своими всенощными бдениями они просвещают ночи».
Традиция совершать всенощные службы, где христиане становились как бы свидетелями и участниками событий Священной истории, постепенно развивалась в Церкви.
Такие великие молитвенники, как, святитель Иоанн Златоуст, Савва Освященный,
преподобный Иоанн Дамаскин, трудились над составлением чина Всенощного бдения.
Эта служба готовит христианина к главному богослужению суточного богослужебного круга – к Божественной литургии.
А поскольку церковный день начинается вечером, с заходом солнца, то по обычаю в шесть часов вечера Великой вечерней начинается Всенощное бдение.
О его начале нам возвещает праздничный колокольный звон.
Великая вечерня – первая часть Всенощного бдения отображает историю человечества в Ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете.
Перед началом вечерни отверзаются Царские врата, и мы видим алтарь. Священнослужители совершают каждение алтаря. Благовонный кадильный дым напоминает нам о Божественной благодати, наполнявшей Рай; о блаженстве, которое Господь даровал прародителям человеческого рода – Адаму и Еве.
Затем совершается каждение всего храма. При этом мы вспоминаем о Духе Божием, который носился над водою при создании мира.
Каждением воздается честь иконам и святыням храма, а также призывается благодать Божия на предстоящих и молящихся в храме людей.
Хор поет 103-ий псалом. В Церковном Уставе он называется «предначинательным», так как повествует о создании Богом мира, а также потому, что вечерней начинается суточный богослужебный круг.
Мы слышим торжественную, радостную песнь о прекрасном мире, который сотворил Господь. Все послушно Творцу – и небесное и земное. Все живет согласно Его законам.
Но, возгордившись, пал один из Ангелов Божиих – Денница - и стал диаволом.
Человек послушался совета диавола. Он нарушил единственную заповедь, которую ему дал Господь – не вкушать до времени плодов от Древа познания добра и зла.
Человек совершил грех и лишил себя Рая. Произошла духовная катастрофа. Вместе с человеком изменился и весь мир.
Как райские двери закрылись для Адама и Евы, так закрываются Царские врата перед молящимися. После райского блаженства Адам и Ева и их потомки узнали нужду и страдание, их посетили болезни и скорби.
И подобно познавшим свой грех прародителям, Церковь молит о прощении грехов и помощи во всякой нужде и потребности человеческой.
Для примирения с Богом человеку нужно осознать свою греховность и свободно избрать путь веры в Бога, путь исполнения Его воли.
Пением «Господи, воззвах» и каждением изображаются те времена, когда Господь через пророка Моисея дал людям Закон, и было установлено ветхозаветное богослужение.
Но люди не могли исполнить ветхозаветный Закон во всей его строгости, а потому и не могли спастись от греха и смерти.
Они ждали Того, Кто исполнит Закон и восстановит общение с Богом. Они ждали Спасителя мира, о котором пророчествовали ветхозаветные праведники.
И вот, совершается вход с кадилом. В это время хор поет догматик – особую песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается Церковное учение о Воплощении Христа от Пресвятой Девы Марии. Это воплощение Сына Божия и символизирует Вход с кадилом.
Свечи в руках свещеносцев означают свет учения Христова, просвещающий мир. Диакон – это как бы образ Предтечи Господня Иоанна. Священник идет в молчании с опущенными руками во образ Господа, как бы показывая умаление Христа при Его воплощении.
«Свете Тихий», - поет хор. Это весть о конце ветхозаветного времени и пришествии на землю Спасителя. Это весть о начале нового благодатного дня – дня вечности. Ради искупительного подвига Сына Божия, Бог дал миру этот Новый день.
Исполнились обетования Божии о приходе в мир Спасителя, и мы слышим молитву Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко по глаголу Твоему с миром…» В конце своей долгой жизни он сподобился увидеть и взять на руки Младенца Христа.
Призыванием благословения Господня на всех молящихся заканчивается вечерня.
Начинается вторая часть Всенощного бдения – Утреня. В ней изображаются Новозаветные события и продолжается прославление человеком дивных дел Божиих.
Ничто так не способствует к преуспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.
Святитель Иоанн Златоуст