В единстве с Богом!
Поиск

- Убрать фильтр по датам

Май 2012

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Для поиска введите слово:

Облако тэгов
каноны и правила крестное знамение секты Псалтирь Библия молитвы о здравии венчание исповедь свобода дата поминок уныние отношения с родителями благословение нательный крестик поминовение крестные страсти животные конфликт из-за веры иконы конец света брак с мусульманином болезни богохульство семья самочувствие в храме праздники крест пьянство потеря работы потеря близких именины иконы в доме святые молитва работа традиции аборт жизнь после смерти клятвы ссора самоубийство Евангелие пост проблемы связанные с работой сны смерть наркомания старцы помыслы бездетность суеверия брак умер родственник одиночество молитва за усопших святой покровитель некрещенные Божья воля вера похороны конфликт с мужем паломничество церковнославянский язык домашние животные пьянство родственников грех лечение гнев влюбленность воцерковление развод таинства в храме свечи проблемы в семье наркомания близких смирение измена акафисты допустимость брака покаяние воцерковление детей крещение духовник болезни детей ревность прощение дети






Вопрос священнику

Количество записей: 520

27 мая 2012
Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Мне 30 лет, крестилась в 18 лет в Храме "Всех Скорбящих Радость", там был замечательный отец Василий, но, к сожалению, он ушел в Даниловский монастырь. Церковные праздники я соблюдаю, в церковь стараюсь ходить как можно чаще. На исповеди была не раз. В декабре 2011 года я пришла в церковь на исповедь, заранее к ней под готовясь, т. е. соблюдала определенные правила и в еде, читала ряд специальных молитв, оделась соответствующим образом (юбка, покрытая голова, без макияжа), отстояла службу. Когда я подошла к батюшке, его первый вопрос был, когда я была последний раз на исповеди, на что я ответила, что полгода назад. Затем он меня спросил, знаю ли я, что сейчас, пост и соблюдаю ли я его или нет. Я ответила, что знаю, стараюсь соблюдать, но не получается, что Великий пост я соблюдаю. На что батюшка мне ответил, за чем же я пришла в церковь, если я не живу по законам Божьим. Затем он спросил, замужем я или нет, я ответила, что нет, а он спросил, почему. Я сказала, что не знаю, может быть это Божья воля. Он спросил: "Божья воля или твоя воля? Небось, не раз предложение поступало, все, наверное, выбираешь?" Данный разговор был неприятен, поэтому я захотела уйти, на что батюшка сказал: "Что за народ, что не по ним, сразу уходить, привыкли, что пастырь добренький, что пастырь выслушает". Затем он сказал, что к причастию он меня не допускает. Я смогла только ответить, что и желания уже нет после такой исповеди. После такой исповеди, если ее можно так назвать, я еще долго не могла решиться попробовать придти к таинству еще раз. Я не перестала ходить в церковь и читать молитвы, я понимала, что батюшка – это тот же человек, который тоже может делать не все правильно. 3 июня, в день Святой Троицы, я решилась попробовать еще раз, я пришла в другую церковь. Моя исповедь была похожа на предыдущую, только на сей раз меня спросили во сколько я сегодня пришла в Храм. В этот день людей в Храме было много, в очереди я простояла около 2 часов, но я была не в конце очереди, а в середине. Я ответила, что в 9.30, т. к. на сайте было написано, что в праздники служба начинается 9. 30. Батюшка сказал: "Что, если твоя мама захочет, что бы ты приехала к ней, ей тоже нужно будет зайти на сайт и написать там тебе?" Я пыталась объяснить, что я живу в другом конце города, а мне хотелось прийти сюда, поэтому я смотрела на сайте храма. Затем он спросил, есть ли у меня дети, я ответила, что нет, а он сказал, что у него их 6. Я улыбнулась, он спросил: "Что ты улыбаешься, видно, поэтому я просыпаюсь в 6 утра, потому, что у меня 6 детей, а ты приезжаешь в Храм в 9.30, потому что нет детей?" Он сказал, что он не понимает, зачем тогда я пришла в Храм, если я не могла прийти вовремя, оказалось, что служба началась в 9. 00. Затем он сказал: "Ладно, что еще?", после чего я сказала, что наверное ЕЩЕ я скажу, когда приду в храм вовремя. На что батюшка, сказал, что да, а то я стою, улыбаюсь. Он так и не понял, что улыбнулась я, имея в виду, что 6 детей – это прекрасно. И что это у женщины произвольно получается, когда разговор идет о детях. Прошу Вашей помощи. Я, конечно, все равно в церковь хожу, молитвы читаю, но эти две ситуации мне не дают покоя. Что я делаю не так? Заранее большое спасибо.

Мария

Дорогая Мария, думаю, что Вам просто надо поехать в Даниловский монастырь, отыскать там о. Василия и спросить у него, как поступать дальше. Может быть, он благословит Вас ездить на исповедь к нему, может быть, посоветует священника, который будет близок вашему духовному устроению. Не переживайте по поводу случившихся казусов. Просто с этими священниками у Вас не сложилось. Я уверен, что есть прихожане, для которых эти священники – хорошие духовники. Ну а Вы просто иного склада характера. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

27 мая 2012
Здравствуйте, батюшка! Не так давно я узнала о новом открытии в медицине, называется кинезиалогия. Один профессор из Америки в 80-х годах сделал это открытие. Через меридианные точки у человека можно снять блокады на физические боли или запрограммированные в нашем сознании или подсознании негативные эмоции. С медицинской точки зрения ничего страшного, они снимают блокады и ток, который протекает в нашем теле, снова гармонично и без препятствий протекает. Ответьте, пожалуйста, как на это смотрит Православная вера?

Regina Drachenberg

Как раз с медицинской точки зрения кинезиология небезопасна, так как нет результатов клинических исследований. Следует отличать кинезиологию в смысле биомеханики, одним из вариантов которой является обычный массаж, от псевдонауки, которая пытается на основании неизученных феноменов создать псевдорелигию. В настоящее время существует множество направлений кинезиологии, часть из них более или менее безопасны для пациентов, но есть и откровенно шаманские практики. Думаю, что христианину следует держаться подальше от того, что может повредить его душе. Доказательством того, что не все так безопасно, может служить даже Ваш вопрос, в котором содержится упоминание на "запрограммированные эмоции", "ток, который протекает в нашем теле". Подобная псевдонаучная терминология сама по себе свидетельствует о том, что перед нами – попытка создать новый терминологический прецедент, который имеет мало что общего с традиционной медициной. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

27 мая 2012
Здравствуйте. Я врала своему молодому человеку в мелочах и клялась своими близкими, чтобы он поверил, как мне исправить всё? Чтобы Господь не наказал меня и их, избежать всего плохого, как попросить прощения? Я на самом деле не русская, но крещена, прошу Вас, подскажите, что мне делать?

Светлана

Уважаемая Светлана, лучшим исправлением будет рассказать своему молодому человеку правду. Сможете ли Вы это сделать? Если желаете строить с ним семью, тогда любая ложь недопустима. Поэтому поищите правильные слова, чтобы сердце Вашего друга не ожесточилось. Прощение за грех лучше всего просить на исповеди в храме. Господь примет ваше искреннее покаяние и поможет Вам!

протоиерей Андрей Ефанов

27 мая 2012
Здравствуйте, батюшка! Я совсем отчаялась, поэтому хочу попросить у Вас совета. У меня была подруга, очень близкая, единственная действительно настоящая. Но у нас в жизни одновременно стало происходить очень много плохих вещей, мы обе стали раздражительные, стали плохо и неправильно поступать по отношению друг к другу. В итоге так обозлились друг на друга, что прекратили общаться. Мы обе очень вспыльчивые и еще совсем юные - нам по 18, вот и рубим с плеча. Мне очень стыдно за себя теперь, ведь я должна была не отвечать злом на зло, а поддержать ее, ведь она очень много для меня сделала. Пыталась помириться - не прощает. Как мне быть, кому молиться? Очень тяжко жить, сознавая, что из-за своего плохого характера потеряла действительно близкую и горячо любимую подругу. Очень стыдно за себя, батюшка.Совесть мучает - сил нет.

Маргарита

Уважаемая Маргарита, раз Вы осознаете свою вину за ссору, тогда постарайтесь найти необходимые слова, чтобы примириться. Все же это Ваша подруга, Вы ее лучше знаете. Молитесь Пресвятой Богородице пред Ее образом "Семистрельная", да умягчит Владычица сердце бывшей подруги. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

27 мая 2012
Собираюсь троих детей вести в церковь, двоим 9 и 7 лет, третьей 5 месяцев. Надо ли стоять всю службу в церкви? Боюсь, малышка столько времени на руках не выдержит.

Лилия

Думаю, дорогая Лилия, что и более взрослые дети с непривычки не отстоят всей службы. Но не стоит приходить к самому концу. Лучше всего прийти до начала Литургии, поставить с детьми свечи, немного помолиться и пойти погулять примерно на час, чтобы потом подойти ко причащению. Если старшие дети будут причащаться, надо согласовать со священником необходимое время их нахождения в храме. Главное, чтобы такое посещение не было разовым, а стало правилом. Что один день в неделю вы всей семьей идете на молитву в храм. Только тогда от этого будет духовная польза.

протоиерей Андрей Ефанов

27 мая 2012
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, считаются ли слова "Гори в аду!" проклятием. В порыве гнева крикнула их брату, о чем очень раскаиваюсь. Я в положении, очень волнуюсь из-за этого. Брата люблю, хоть он и ведет себя отвратительно по отношению к нашей матери. Спасибо большое.

Катя

Дорогая Екатерина, проклятие наносит вред лишь проклинающему. Так что вопрос только в том, насколько серьезно Вы пожелали вечных страданий своему брату. Ваше раскаяние, несомненно, сглаживает грех, только на будущее старайтесь быть внимательной к своим словам. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

26 мая 2012
Помогите, пожалуйста, я хорошо осознаю, что не вправе обращаться к Вам с такими вопросами, но мой муж никого не слышит. Мы в браке уже 15 лет - это очень долгая история, но поверьте, я никого не знаю, кто мог бы спасти мою семью. Мой муж в начале осени, при том, что у нас есть сын, хотел уйти в монастырь, я ему дала послушать лекции профессора Осипова, и через некоторое время в семье начали происходить жуткие вещи. Я была когда-то инициатором нашего отъезда за границу, мы вместе прошли нелегкий путь, у нас родился сын, и всегда мы были вместе, потом, когда малышу исполнилось 5 месяцев, мы решили уехать домой, приехав, мы около трех месяцев не могли найти работу, муж злился, а мама каждый день приносила нам деньги, в один из дней у меня не хватило терпения, и мы очень сильно повздорили, я его выгнала через месяц, он уехал, а мы с малышом остались дома, потом мы поехали к нему, но работа которую выполняет мой муж, не предполагает выходного воскресенья, муж приходит домой очень поздно и мы его не видим, мы начали опять ругаться, и я поняла, что ребенку это хуже, я уехала, так мы отдалялись друг от друга больше и больше, муж мне все время припоминает обиды и никаким образом простить их не может, говорит, что их нужно вспоминать каждый день для моего духовного блага, кричит, как резаный, что второго ребенка он не хочет в такой обстановке, а мы с сыном живем вдалеке от него и ничего не можем сделать, мальчик каждый день молиться, чтобы папа приехал домой, про себя Богу и Ангелу Хранителю, молча, сосредоточенно думает, а муж говорит, что мы должны исключительно для нашего блага жить дома, а он будет копить деньги, я говорю ему, что даже за 5 лет он не соберет половину стоимости помещения, а он мне отвечает, что это его дело и если он сказал, то так и будет, а если мне не нравится, то тогда развод. Я думаю о том, что Бог дает нам ровно столько, сколько нам нужно, и планировать свою жизнь не нужно, мы все получим, у нас всегда так было, а он мне говорит, что работать всю жизнь он не сможет и ему надо позаботиться об образовании ребенка в будущем, он убеждает меня, что я так сделана - что мне нужны только деньги, поэтому домой он ехать не хочет, я не могу доказать ему, что это совсем не так, он слушает все свободное время лекции профессора Осипова и говорит, что я вообще ничего не понимаю, я говорю, что надо бы сходить в церковь и причаститься, но на это он мне говорит, что это все не важно и совсем не важно, что мы венчаны, и совсем не нужно было крестить ребенка, это нужно было бы делать в его осознанном возрасте, и что нам надо развенчаться и мы должны копить деньги на наше будущее. Я ничего не понимаю, и конечно, я не снимаю с себя ответственности за содеянное, но я правда, не знаю, как вернуть мужа в семью, у меня опускаются руки от безысходности. Я молю Вас помочь, ибо мой муж утверждает, что никакой священник православного храма его не сможет убедить. Простите меня за наглость обратится к Вам, я бы никогда не смогла этого сделать, но безнадежность и нехватка отца заставляет к Вам обратиться. Простите меня.

Еlisanikа

Дорогая Elisanika! Очень сочувствую Вам, и за мужа Вашего помолюсь, но убеждать его в чем-либо на настоящий момент невозможно, как и сами понимаете. Скажу, впрочем, что, хотя  профессор Осипов и придерживается не общепринятых позиций по некоторым частным богословским вопросам (например, о желательности крещения в сознательном возрасте), но муж Ваш, судя по Вашим словам, совсем неверно воспринимает мысли этого уважаемого лектора, которые никак не ведут к выводам о ненужности причащения и т. д. То есть, в случае с Вашим мужем речь идет о сумбурности и тенденциозности его трактовок профессорских лекций.

протоиерей Илия Шапиро

26 мая 2012
Батюшка,добрый день. Не могу простить и понять человека. В свое время родители написали завещание, где одному сыну завещали то-то, а другому то-то, на тот момент это были равные в денежном выражении вещи. Младший сын уехал в другой город и практически не ухаживал за родителями, старший сын жил рядом и помогал родителям. О завещании не вспоминал. Родители умерли. Думая и зная о завещании, старший сын думал, что они по-братски разделят его напополам. Младший сын, может быть, думал так же, но жена его настояла, чтобы все было по завещанию. Но это не по-братски, сейчас доля старшего сына намного меньше доли младшего.Мы не ругались, но наши семьи перестали просто общаться, т. е. вроде бы все нормально, но какая-то преграда появилась. Каждый считает себя правым. У меня тяжесть на душе, умом понимаю, что это воля родителей, но по-человечески не справедливо. Скажите как быть? Наверное я не права? Как понять?

Светлана

Дорогая Светлана! Очень хорошо, что Вы сами чувствуете свою неправоту. Ведь что дороже пред Богом, да и для Вас лично: любовь родных  или те или иные имущественные выгоды? Сами понимаете, ответ очевиден: мир создан и существует ради любви! А  в возникшей ситуации советую Вам первой забыть о бывших нестроениях, смириться, постараться по возможности проявить доброе отношение к тем, на кого обижались, помолиться за них. А быть может, при случае и прощения попросить от сердца  (ненавязчиво, но искренне). И Бог будет  с Вами, а это дороже всего на свете! А я, грешный, помолюсь об искреннем и глубоком мире между добрыми вашими семьями. Какое же утешение от этого мира в мире ином будет и почившим родителям мужа!

протоиерей Илия Шапиро

26 мая 2012
Дорогой батюшка, благословите! Благодарю Вас за Ваш ответ на моё письмо и за предложение связаться, и может, даже и встретиться. Очень жаль, Вы даже и представить не можете, как мне жаль, что встретится я с Вами не смогу, так как живу очень далеко от Москвы. Я уже почти год хожу по психологам и с ребёнком и без неё - она с психологами на контакт не идёт, а мне они, кроме как отпустить ситуацию и признать, что я не могу ничего изменить, больше ничего посоветовать не могут. Наш батюшка в нашей церкви тоже не знает, как на неё воздействовать, молится за нас. Но Ваш ответ мне очень, очень, очень помог! Вы меня поддержали морально и посоветовали сдержать моральную строгость с ребёнком - как раз то, что мы уже делать не могли, наша нервная система уже не выдерживала и мы хотели сдаться и отпустить ситуацию, думали, что делаем всё неправильно, так как все вокруг твердят, что это дети другого поколения, другой культуры и воспитывать их так, как воспитывали нас, уже не получится. В школе им насаждают мысли, что они самостоятельные личности и за их ошибки им самим и отвечать, вот она и решила, что может портить свою жизнь, а потом сама это всё и расхлёбывать. Еще я прочитала статью какого-то психолога, который закончил свою статью обращением к родителям, что бы мы не забывали, что подростковый возраст заканчивается, а испорченные взаимоотношения иногда, восстановить с детьми уже не удаётся. Это нас немного сбило столку, так как хочется нам и отношения близкие сохранить, и быть строгими нужно, а наш ребёнок-подросток это не принимает, и каждая строгость, которая заканчивается каким-то запретом, приводит к непослушанию или к ненависти по отношению к нам с её стороны. Продолжаем молиться, одна надежда на Господа Бога, чтобы вразумил он всех нас грешных и укрепил в вере. Спасибо Вам за совет и поддержку! Храни Вас Господь!

Наталья

И Вас Господь да хранит! Рад стараться, дорогая Наталия! Но еще больше рад тому, что Вы не сдаетесь, стараетесь разумно, внимательно строить отношения с детьми, никого не смущая и не огорчая (цитирую известную молитву Оптинских старцев). Заметьте, как отличается внимание и благоразумие от формальной строгости. Никто нам не мешает лишний раз улыбнуться, поцеловать детей своих – сколь многие проблемы в наших отношениях могли бы разрешиться или, по крайней мере, стать менее острыми. Господь да поможет Вам в этом! И да укрепит Вас в молитвенной надежде на Него - Долготерпеливого и Многомилостивого. Потому и нам следует держаться терпения и милости к тем, о ком молимся, тем более – к детям нашим.

протоиерей Илия Шапиро

25 мая 2012
Добрый день! Давно интересует данный вопрос, но никак не могу найти ответ на него, а именно: что Библия говорит о Вселенной, конкретнее - есть ли в Библии ответ о происхождении Вселенной, о её размерах, о жизни на других планетах? На уровне школьных программ и ответов родителей речь идет только о том, что Господь создал Землю, если я не ошибаюсь!?

Денис

Да, Библия, прежде всего, свидетельствует о том, что Бог все сотворил - и не только Землю как таковую, но - весь мир, Вселенную, а также и человека, который важней и больше всей Вселенной, потому что создан по образу и подобию Божьему и призван к вечной жизни, тогда как Вселенная со всеми ее звездными скоплениями и прочими небесными телами имеет лишь прикладное значение, служит для различения дня и ночи и, несмотря на свои впечатляющие размеры, является не более, чем средой обитания для человека. Если же Вселенная или космос как таковой могут казаться самодостаточными или производить на человека угнетающее впечатление, то все это является следствием грехопадения, совершившегося еще в Адаме и Еве - фактически, на заре истории человеческого рода. Вполне вероятно, что, не будь грехопадения и не познай человек греха и смерти, то и восприятие Вселенной, космических пространств у человека было бы иным: не исключено,  что вся Вселенная была бы творчески возделана человеком как райский сад, для чего человеку вовсе не потребовалась бы ракетная и прочая техника, поскольку человек в первородном своем состоянии просто-напросто не нуждался бы в своего рода костылях научно-технического прогресса для того, чтобы передвигаться в пространстве. Все это я излагаю с той целью, чтобы пояснить одну простую мысль: для христианина не суть важно, много ли загадок таит Вселенная сама по себе и каковы именно ее размеры, если эти размеры вообще можно выразить с помощью человеческой системы мер, - именно потому, что весь этот космос имеет прикладное, а не самоценное значение. Поэтому, не так важно, могут ли во Вселенной быть еще какие-либо обитаемые миры. По крайней мере, в откровении Божьем ничего об этом не сказано - весьма вероятно, что таких миров просто нет, поскольку именно человек является венцом творения и образом Божиим в этом мире. Ну а если даже и допустить, что такого рода миры существует, то с христианской же точки зрения мы должны будем признать, что это тоже есть тайна творения Божьего, относительно которой по каким-то неведомым нам причинам Господь не удосужился человечеству что-либо открыть. Проще говоря, свидетельства Священного Писания относительно окружающего нас мира есть свидетельство Самого Бога - в этом смысле, оно является истинным, а не ошибочным, а также и вполне достаточным для человека, чтобы нам иметь верные представления и мировоззренческие ориентиры. К этому можно добавить, что, разумеется, это свидетельство духовного, а не научного порядка, хотя и та картина мироздания, которая представлена в Библии, современной научной картине мира также не противоречит.

протоиерей Андрей Ефанов

25 мая 2012
Читая обращения людей к Вам и Ваши ответы на их обращения, увидела любовь и силу, какой может только Бог наделить. Помолитесь, пожалуйста, за мня молитвой благословения.

Светлана

Уважаемая Светлана! Всякому христианину полезно помнить, что "сила Божия в немощи совершается", почему и безопасней нам в первую очередь покаянно осознавать свои собственные грехи, не забывая, конечно, и о том, что, коль скоро мы имеем веру во Христа, то Господь может и должен, несмотря на все наши немощи, действовать и через нас, потому что у Него нет других учеников. Наше же ученичество у Христа и должно заключаться во вполне осмысленном стремлении к любви, к исполнению евангельской заповеди о любви. Да, вероятно, мы не можем похвастаться некой, как у святых, полнотой любви, однако все же можем иметь начала христианской любви, вполне можем упражняться в обретении этих начал. И в этом нет ничего невозможного. Да благословит Господь и Вас потрудиться на этом поприще!

протоиерей Андрей Спиридонов

25 мая 2012
Здравствуйте! Долгое время раздумываю над идеологией Православной Церкви. Я почему-то не могу считать себя принадлежащей к какой-либо конфессии, ощущаю себя просто христианкой. В православии меня смущает почитание и поклонение святым и их мощам. Почему нашей Церкви нельзя поклоняться только Иисусу Христу, обращать молитвы и все песнопения только к Нему? Это как-то изменит наши шансы на спасение?

Елизавета

Уважаемая Елизавета! Как сказано у святых отцов, христианства нет без Церкви! Почему это так? Потому что основа или суть спасения заключается в обретении личностного общения с Богом, утраченного человеком еще в Адаме и Еве и вновь восстановленном в Богочеловеке Христе. Церковь и является средоточием этого общения, главным делом Христа Спасителя на земле - именно потому, что это богочеловеческий организм и "лечебница от греха". Христос говорит в Евангелии апостолам: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф.28:19). Крещение есть духовное рождение, когда ветхий Адам, утративший общение с Богом, в  человеке должен умереть для того, чтобы явился Адам Новый - Христос, благодаря которому общение с Богом восстановлено. И здесь уместна аналогия с обычным рождением: только что родившийся человек является младенцем, требующим заботы и опеки, а не самостоятельной дееспособной личностью. Так, к примеру, если человеческого младенца оставить вне семьи и вообще человеческого общества и он попадет в сообщество животное, то феномен так называемых "маугли" характерен тем, что последующая реабилитация этих самых "маугли"  как полноценных людей уже невозможна, и это неслучайно, поскольку полноценное человеческое общение является далеко не последним фактором для формирования человеческой же личности. И можно сказать, что качество формирование в человеке христианской личности также не в меньшей степени нуждается в опыте богочеловеческого общения, полноты этого общения. Вне этого общения человек в духовном плане рискует остаться своего рода "маугли", духовным дикарем-одиночкой, ведь, повторюсь, именно Церковь является средоточием и полнотой этого общения для каждого человека, причем - прямого общения не только с Богом, но и с другими людьми, и не только ныне здравствующими, но и уже почившими, к примеру - святыми во Христе. И сама по себе эта возможность общения есть фактор и образующий и воспитывающий, который на самом деле ничем нельзя заменить, даже - при всевозможном обилии информации внешнего рода. На последнее как раз стоит обратить внимание, поскольку в наши дни современные мультимедийные технологии, интернет и т. д. создают иллюзию доступности любой информации, однако сам по себе вал информации не заменяет опыта настоящего человеческого общения,  проще сказать - не заменит любви, сочувствия, истинного взаимопонимания. Так и в деле нашего спасения всё оказывается важным - и пример святых, уже опытно осуществивших свой путь спасения, и церковная культура как таковая (богослужение, Таинства, иконопись, проповедь, храмовая архитектура и т. д.) - все это служит воспитанию, формированию, обогащению души - формированию не только нравственному, но и культурному, эстетическому. И все это имеет значение не только для временной земной жизни, но и для вечности, ведь тот опыт, который приобретает человек во время своей земной жизни, несомненно, будет иметь значение и для вечности, для Царства Небесного. Зачем же тогда, имея веру и осознавая всё это, заведомо сужать этот опыт или отсекать многие благие возможности, сводя все исключительно только к строго индивидуальному спасению или освящению, куда больше ничто и никто не вписывается, кроме одного только Бога и моего одинокого "Я"? Можно сказать и так, что Православие дает нам опыт духовной жизни, опыт общения с Богом с избытком, во всей возможной полноте, а не в каких-либо узких рамках, дозированно или с ограничениями. Определенным ограничителем является желание и выбор самого человека, его решимость жить по Евангелию. То есть, по сути, мы сами выбираем то, что нам по сердцу. Да, кому-то ближе то, что называется протестантизмом, который в определенном смысле является более мелким, намного более облегченным вариантом духовной жизни. И здесь выбор также остаётся за Вами. Вразуми Вас Господь!

протоиерей Андрей Спиридонов

24 мая 2012
Мне 14 лет. Мне нравится девушка, ей 13. Я знаю, что я ей нравлюсь (все друзья её и мои об этом говорят), но не знаю, что мне делать. Мои родители очень скептически относятся к встречам, девушкам. Когда заходил об этом разговор, они говорили, что придётся выбирать между плаванием (я занимаюсь плаванием 6 лет, и девушка тоже с плавания), девушкой, школой...

Александр

Уважаемый Александр, это замечательно, что вам нравится девушка, значит Вы взрослеете, учитесь любить, быть ответственным, заботливым. Конечно, родительское мнение необходимо уважать. Но если в Вашей жизни останется место для учебы и спорта, думаю, родители не станут возражать против дружбы с девушкой. Рекомендую Вам цикл передач на телеканале "Радость моя", который называется "Один раз на всю жизнь": htрtp://www.radostmoya.ru/prj/odin_raz_na_vsu_zhizn.html. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте, батюшка, подскажите, пожалуйста, можно ли с кладбища забрать ненужную металлическую ограду для цветника в огород, родственники умершего разрешили, но мы не знаем, можно ли что-то с кладбища нести в дом?

Римма

Дорогая Римма, уносить с кладбища для домашних нужд что либо нельзя не потому, что это нечистое, а потому, что освященное. Ведь кладбище - это место упокоения тел, которые, по слову апостола Павла "суть храм живущего в вас Святаго Духа" (1 Кор. 6, 19). Поэтому надо с величайшим благоговением относиться к кладбищам и, конечно, нельзя использовать в домашнем быту что либо, например, ограду могилы.

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, кому молиться и какие молитвы читать от навязчивых людей, если не хочешь с ними общаться, а они намеков не понимают? Спасибо.

Инна

Уважаемая Инна, а что Вы хотите от молитвы? Чтобы Господь вразумил этих людей? Тогда начните, прежде всего, молиться о собственном вразумлении. Может быть, этим людям нужна от вас помощь, частичка душевного тепла, которыми Вы должны, как христианка, поделиться с ближним? Или они докучают Вам совершенно нестерпимо? Тогда молитесь пред иконою пресвятой Богородицы "Семистрельная", прося, прежде всего, умягчить Ваше сердце. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте, батюшка! Обязательно ли исповедоваться перед соборованием, можно ли сначала собороваться, а после этого исповедоваться и причаститься? Правда ли, что таинство соборования можно совершать только над тяжелобольными и людьми, страдающими серьезными хроническими заболеваниями?

Елена

Уважаемая Елена, исповедь не является обязательным таинством перед соборованием, но весьма полезно исповедаться перед тем, как приступить к соборованию. Что до практики совершения этого таинства, то отношение к тому, над кем оно должно совершаться, различно. В настоящее время существует традиция собороваться однажды в год всем верующим. Подробнее о таинстве соборования можно прочитать, пройдя по ссылке: http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/Tainstvo_eleosvJascheniJa/

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте, батюшка! Подскажите, мы с мужем разводимся, он меня бросил, утверждает, что у него никого нет, но все его поступки говорят о противоположном, он стал жестоким и никого не слышит. Он нашёл себе работу в другом городе и уехал без всяких объяснений. Мы венчались. Скажите, после развода нам нельзя будет иметь уже никаких отношений?

Татьяна

Дорогая Татьяна, если произойдет развод, конечно же, вы больше не будете мужем и женой и отношения могут быть лишь дружеские. Помолитесь усердно и попросите супруга о серьезном разговоре. Надеюсь, что Вы сможете убедить супруга сохранить семью. Может быть в Вашем поведении было что-то неправильное, или же имеется иная причина, исправив которую, можно не разрушать брак? Да поможет Вам Милосердый Господь, Его Пречистая Матерь и все святые!

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте! Я приобрел иконы во время экскурсии в город Демре (Миры Ликийские) в так называемом иконном Центре св.Николая и возле храма св.Николая. При покупке меня уверяли, что все иконы освящены. Нужно ли освящать эти иконы?

Василий

Думаю, что иконы надо освятить. Дело в том, что зачастую греки вообще не освящают икон. По русской же традиции иконы должны быть освящены.

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте! Во время уборки в квартире нашла нательный крест, прикрепленный булавкой к дивану. Что мне с ним делать? Пока просто положила возле икон. Спаси Господи!

Лидия

Вот и оставьте, дорогая Лидия, найденную святыню у икон. Вреда от крестика быть не может, а вдруг потеряете свой крестик – вот и пригодится найденный.

протоиерей Андрей Ефанов

24 мая 2012
Здравствуйте, батюшка! Если существуют ещё другие цивилизации во Вселенной, помимо нашей, всех их создал Бог? Если существуют инопланетяне и, возможно, их множество видов, они также относятся к творению Господа и так же, как и мы, под постоянным Его наблюдением?

Юлия

Доброго дня! Если и есть разумная жизнь во Вселенной, то и она, как весь мир, создана Богом. Подробнее же об этом пишет святитель Феофан Затворник, отвечая на вопрос одного из своих духовных чад: "Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и Воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения.
Что такие мысли колеблют и беспокоят Вас – это по собственной Вашей вине, а не по свойству мыслей. Эти мысли – цепь мечтаний, не представляющих ничего несомненно верного, а домостроительство спасения есть дело несомненно верное, доказавшее и постоянно доказывающее свою Божественность. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?
Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители– но все только вероятно. Сказать "есть" не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету. Мореплаватель подъезжает к острову: все признаки показывают, что там есть жители,– но всходит на него, и ничего не видит. Да что о мореплавателях! Перенеситесь мыслию к первому времени, когда люди еще не размножились: на каждом почти шагу Вы встретили бы местность с признаками несомненной обитаемости, а, между тем, жителей не было нигде. Так и относительно тел небесных много имеется намеков, будто они обитаемы. Что удивительного, если они еще ждут своих обитателей, или их совсем там не будет: кто знает, чего хочет Господь относительно их! Надо бы побывать там, посмотреть и удостовериться делом – тогда, пожалуй, смело можно говорить, что "есть", а без того нельзя больше сказать, как – "может быть". Но то, что "может быть", нельзя ставить в возражение против того, что фактически, верно "есть".
Защищать истину против придумываемых вероятностей есть то же, что бороться с призраками. Вот почему Вы ни в одной богословской солидной книге не найдете опровержения своему возражению. Богословы не считали разумным делом опровергать мечты. Вот теперь у нас польское восстание. Вы командуете отрядом, подходите к лесу, слышите шум, видите дым кое-где и людей с топорами. По всему видно, что тут мятежники. Однако ж если бы ни с того ни с сего Вы начали правильную атаку,– Вас не похвалили бы. Вы могли атаковать мирных жителей, рубящих лес. Вам надо наперед удостовериться, что там мятежники, разведать их число и положение,– и тогда уже действовать против них. Зачем вступать в борьбу, когда нет нападений действительных, а только кажущиеся?
Так и здесь: доведите до очевидности, что есть жители на телах небесных, тогда и начнем опровергать все возникающие из того возражения против святой веры нашей.
Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы, сами, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению. Предположив, что есть разумные твари на других мирах, Вы начинаете рисовать их быт, не имея к тому никаких данных. Вам следовало остановиться на предположении о существовании, на которое есть намеки, и сказать, что далее идти нельзя по недостатку данных; а Вы пошли далее. Дух пытливый покою вам не давал и увлек вас. Но пусть и так – беды еще нет большой – помечтать, но поддаваться влиянию мечты – опасно. Следовало бы, по крайней мере, правильно вести свои мечты. Сказали бы себе, примером, так: существование разумных тварей на планетах очень вероятно, но что бы такое они были и каково им там?.. Решая это, Вам следовало придумывать разные предположения, не останавливаясь ни на одном, а считая вероятным и то, и другое, и третье, потому что нет никакого основания останавливаться на одном каком-либо. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нем. У нас было падение – ну и там, мы склонны ко греху – ну и те; у нас нужно домостроительство спасения – нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться – и там уместен только этот способ спасения.
А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж они, соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с Богом и святыми Ангелами и блаженствуют, находясь в том состоянии, какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошелся легкою мерою исправления; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на нечистых духах. Все такие случаи надлежало иметь вам в виду и все-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны.
Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, Его крестная смерть и Воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас приспособлен к обстоятельствам нашим: но все же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поет: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься. Стало быть, возможно было и ходатаю, и Ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или Ангел, или еще кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придете к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держитесь той мысли, что все эти предположения – мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может. Дойдите прежде сами и затем доведите нас до верного познания о бытии и состоянии жителей других миров, тогда мы займемся с Вами и решением вопроса о их спасении; тогда, если Вы построите возражение против нас,– оно будет возражение дельное, стоящее опровержения; а до тех пор – что себя беспокоить?
Вы приняли и остановились на одном течении мыслей; а их возможно множество. Допустив населенность разумными существами других миров, Вы полагаете, что они там тоже сотворены; а может быть, не сотворены, но переводятся туда именно с Земли? Земля определена быть рассадником жизни для всех планет. Как на Земле первоначально из одного места расселились люди по всем обитаемым странам Земли, так с Земли наполняются жителями все тела небесные. В дому Отца Моего, сказал Господь, обители многи суть (Ин. 14, 2). Почему не признать этими обителями небесные тела? Почему не допустить, что люди по смерти живут на той или другой планете, на том или на другом солнце и по Страшном Суде водворятся там вечно со своими телами? Скажете: отчего же такая честь маленькой Земле? Для Бога в тварях нет ничего ни большого, ни маленького. Он всех тварей Своих любит и о всех них равно печется. Если Он положил, чтобы на одной какой-либо планете был рассадник жителей, то для Него все равно какую бы ни избрать для этого. И какое тело Вы ни возьмите, все останется вопрос: почему оно избрано? Ибо всякое из них, в сравнении с целым мирозданием, будет ничто. Против такого предположения, как предположения, сказать нечего.
Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушали заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою мы спасаемся. В притче пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну... Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.
Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя. Если физически существует такой союз – то почему же не предположить нравственного? Если в физическом отношении одно тело влияет на все прочие, с какими оно состоит в связи, то отчего же не допустить того же и в отношении нравственном?
Вот все, что пришло мне в голову сказать Вам в успокоение Ваше; и однако ж не забывайте, что все это лишь предположительные мысли, без которых не только можно, но и должно обходиться. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании; а узрим лицем к лицу тогда! (ср.: 1 Кор. 13, 12). Вышших себе не ищи, говорит Премудрый; а яже ти повеленна, сия разумевай; несть бо ти потреба тайных. Многи бо прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их (ср.: Сир. 3, 21, 22, 24)"

протоиерей Андрей Ефанов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 вперед
CTRL →

Закон Божий


Яндекс.Метрика