В единстве с Богом!
Поиск

- Убрать фильтр по датам

Сентябрь 2012

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Для поиска введите слово:

Облако тэгов
каноны и правила болезни конец света традиции церковнославянский язык наркомания близких святой покровитель клятвы благословение похороны Евангелие Псалтирь умер родственник отношения с родителями лечение потеря близких воцерковление детей домашние животные свечи исповедь свобода крещение пост прощение иконы в доме животные богохульство святые некрещенные смерть крестные нательный крестик духовник иконы дети крест гнев праздники брак таинства суеверия покаяние проблемы в семье грех молитва за усопших молитва бездетность измена воцерковление жизнь после смерти в храме допустимость брака помыслы проблемы связанные с работой самоубийство влюбленность аборт пьянство родственников ссора акафисты паломничество семья поминовение вера пьянство самочувствие в храме ревность Божья воля Библия конфликт из-за веры крестное знамение дата поминок брак с мусульманином развод именины работа сны наркомания одиночество смирение потеря работы секты молитвы о здравии конфликт с мужем болезни детей венчание старцы страсти уныние






Вопрос священнику

Количество записей: 20

17 2012
Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста, как очистить помещение от нечистой силы? Батюшка освятил помещение, но камера фиксирует ночью белое пятно и срабатывает на движение. Постоянно что-то падает, слышны шаги. Какой обряд нужен и где найти батюшку, который сможет очистить? Спасибо.

Ольга

Уважаемая Ольга! Скорей всего, дело не в помещении, но, не исключено, в каких-то определенных нравственно-духовных причинах. Как говорят святые отцы Церкви, диавол действует на нас, людей, прежде всего, через наши грехи и страсти. То есть, чем в большей степени мы даем в себе самих развиваться тем ил иным греховным навыкам, не боремся с ними, тем большую власть над нами получает диавол – вплоть до случаев явной одержимости или беснования. Если же мы стараемся жить по-христиански, с покаянием литургическим (регулярно Причащаемся за Литургией), стараемся делать добрые дела, боремся при этом с собственными грехами, то и диавол имеет над нами меньшую власть, потому что в таком случае над нами властен Господь. И если, как говорится, с нами Бог, то кто против нас?
В общем, с вашей ситуацией нужно разбираться: необходимо понять, а что именно в вашей жизни "не так" с точки зрения именно что нравственно-духовной? Может быть, к примеру, у Вас есть какие-либо нешуточные и не исповеданные грехи? Или что-либо в вашей жизни противоречит основным евангельским заповедям, тогда как Вы не хотите это исправить, а, может быть, даже и не осознаете необходимости что-либо с Божией помощью исправлять? Или, к примеру же, давно не исповедовались и не Причащались, поскольку не считаете это для себя важным и необходимым, хотя Христос в Евангелии совершенно однозначно говорит: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоан.6:53)?
Разумеется, все это я говорю чисто предположительно, но, повторюсь, что в подавляющем большинстве тех или иных случаев активности нечистой силы, причины этой активности скрываются в сфере нравственно-духовной, а не магической. В силу магии как таковой мы, христиане, не верим, в магию верят язычники, тогда как, если мы действительно считаем себя христианами, то и должны искать помощи и избавления от страстей (и, стало быть, от бесовских нападений тоже!) именно во Христе в Его Церкви.
 Вот, к примеру, цитата из бесед на эту тему старца Паисия Святогорца:
 "В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. "Раньше, — говорит, — диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: "Ну, ни пуха, ни пера!" А люди бредут по этой дороге сами". Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину.

— А некоторые, Геронда, говорят, что диавола нет.

— Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги "Преподобный Арсений Каппадокийский" те места, где говорится о бесноватых. "Европейцы, — говорит, — этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует". Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия.

— Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?

— Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство — все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне.

К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они не принимают советов от других. После этого они начинают говорить с бесстыдством и отгоняют от себя Благодать Божию. А затем человек — куда ни шагни — не может преуспеть, потому что он стал уязвим для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его — Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком.

Человек, оставленный Благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми.
Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком. Недавно на Святую Гору приезжал один колдун. Какими-то чародейскими колышками и сеточками он перегородил в одном месте всю дорогу, ведущую к моей каливе. Если бы там прошел человек, не исповедавший свои грехи, то он бы пострадал, не зная вдобавок причины этого. Увидев на дороге эти колдовские сети, я сразу же осенил себя крестным знамением и пошел по ним ногами — все порвал. Потом пришел в каливу и сам колдун. Он рассказал мне о всех своих замыслах и сжег свои книги.

Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает" (см. здесь).

Таким образом, уважаемая Ольга, если Вы действительно ощущаете воздействия нечистой силы, то правильней всего обратить внимание не на помещение, чин освящение которого и так уже совершал священник, но на состояние вашей внутренней духовной жизни. Повторюсь, что нормальное внутреннее устроение  христианина формируется при участии в Таинствах Покаяния (исповеди) и Причащения. Помощи Божией Вам и избавления от козней вражьих!

протоиерей Андрей Спиридонов

17 2012
Я крещен, и знаю, что Бог меня любит и всегда меня поймет. Дело в том, что лет 5 назад я дал клятву, что больше никогда в жизни не буду курить. Вообще, я просто забыл, что такое курение и у меня напрочь отбило желание курить. Я точно не знаю, сколько прошло времени, но я не курил где-то года 4 точно. Я сделал три затяжки, и потом мне просто стало противно... В ту ночь, когда я покурил, бесследно исчезла наша любимая кошечка, которая жила с нами 14 лет и была нам любима и предана. Мы искали ее месяц. Вешали объявления, каждый вечер ходили с фонарями и коробочкой любимого корма. Но после месяца страданий и одиночества так и не нашли ее. Уже не знаем, что и думать. Хочу спросить: наказывает ли Бог за нарушение клятвы, и что стоит на кону нарушения? Я знаю, что я сам себя наказал, но все-таки интересно ваше мнение. Ах, да, еще я где-то слышал, что за нарушение клятвы - смерть. Правда ли это?

Александр

Да, за нарушением клятвы следует смерть. Смерть души. Но человек умирает постепенно, поэтому у нас есть время покаяться и прекратить этим свое умирание. Что до пропажи кошечки, то это может быть по разным причинам, но в данном случае лучше покаяться в нарушении обета и на будущее быть осторожнее со своими словами.

протоиерей Андрей Ефанов

17 2012
Батюшка! У меня вот такая ситуация. В детстве меня окрестили, и много лет я себя считала себя крещеной. Дела в моей жизни не заладились, я прибегла к церкви, исповедовалась и причащались, но душа моя мается и не находит себе места. Я, обратилась к своей матери, чтобы узнать об истории моего крещения, оказалось, что меня крестили не в церкви, а дома - какая-то бабушка, церковнослужительница. Я думаю, что не были все-таки соблюдены КАНОНЫ! Как мне быть в этой ситуации. И что меня ждет от Бога за причащение и исповедь, как некрещеную? Спасибо!

Лола, в крещении Ольга

Ольга, практика таких крещений – вещь известная, и в ней нет ничего предосудительного, не переживайте. Ваше крещение нужно дополнить миропомазанием. Обратитесь к своему священнику, он подскажет Вам, что делать

игумен Никон (Головко)

17 2012
Благословите, батюшка. Я пришел к Богу в зрелом возрасте, хотя был крещен в детстве. Хорошо помню свой первый осознанный приход в храм на службу, а не свечку поставить или куличи посвятить. Я и получаса не выстоял. Когда понял, что просто упаду в обморок, вышел из храма. Посидел, отдышался, и снова пошел. И... снова вышел. И так раза три. Слава Богу, что после того первого опыта я не сдался, а решил заставить себя, чего бы мне это ни стоило. И вот так, шаг за шагом, преодолевая нежелание, физический дискомфорт, леность, я, с Божией помощью, преодолел этот тяжелый период воцерковления. Сейчас подобное переживает мой сын-подросток. Я не заставлял и не тянул его в храм. Решил, что лучшей проповедью для него будет тот образ жизни, который я избрал, а не мои увещания. Можете представить мою радость, когда он сам захотел пойти в храм. И вот тут такое. Понимаю, что ему нужно пройти этот период, тем более, что он еще не исповедовался и не причащался. Говорит, что пока не готов. Я не тороплю и не настаиваю, боюсь порушить этот росточек, который проклюнулся в душе его. Дал ему всю необходимую литературу, помогаю советом и молюсь за него. Но и тогда, в моём случае, и с ним сейчас, остался без ответа мой вопрос. Почему новообращенные испытывают такой дискомфорт в период воцерковления, почему здоровый, физически крепкий, занимающийся спортом парень, через пятнадцать минут пребывания на службе выходит из храма, потому что просто находится в полуобморочном состоянии, что это - вражья работа или воздействие благодати Божией, которая (как говорится в молитве перед чтением Евангелия) опаляет, очищает, освящает всего человека? И как ему помочь не отпасть в этот период, не махнуть на всё рукой, а выдержать и пройти этот путь? Спаси Вас Господи.

Олег

Олег, к сожалению, после нашей эпохи советского безбожия то, что наши соотечественники впадают в храме в полуобморочное состояние, стало печальной нормой. Это в чистом виде бесовское воздействие, а лучше сказать – "возмездие" за наше обращение к Богу. Скажите ему, что это – не страшно, пусть не боится. И пусть борется – ведь он же борец, как и любой мужчина. Бес не выдержит этой борьбы и сбежит.
Один мой знакомый тоже испытывал подобные искушения и постоянно выходил из храма. Но вот однажды он настроил себя так: "Что же я так и буду бегать? Пусть будет, что будет, но я не сойду со своего места в храме!" И так стоял и молился. Да, бес не оставил его, и он испытал приступ дурноты, и даже чуть не упал в обморок, но не сошел со своего места, и – это был последний раз, он победил.

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте, батюшки! Подскажите, можно ли делать добро через силу? Ну вот, допустим, сделала я человеку подарок, а взамен - ничего, и мучаюсь, и ещё мучаюсь от этих греховных мыслей. Так может, надо ещё больше и чаще делать подарки, чтобы силой выбить из себя этот грех? И ещё вопрос: нужно ли заставлять детей ходить в храм (им 7 и 5 лет), им не хочется - тяжко. Муж говорит, что всё надо через силу делать, а я боюсь вызвать обратную реакцию по отношению к церкви и вере вообще. Благодарю.

Екатерина С.

Екатерина, понуждать себя к добрым делам нужно. Тем более к делам, которые мы делаем бескорыстно, не ожидая по примеру язычников, награды за них.
А в отношении детей – принуждать нужно, но с одним условием: покажите им пример. Если Вы хотите, чтобы они шли молиться – идите вперед них и молитесь. Если хотите, чтобы они причащались – идите с ними и причащайтесь. И так все делайте вместе - тогда они послушают Вас, но все равно и даже так легко не будет, ведь привести детей к Богу всегда непросто.

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте, батюшка. Я иногда читаю молитвы "задержания" (без благословения духовника). Мне эти молитвы очень помогают, люди становятся добрее ко мне. Скажите, пожалуйста, можно ли читать эти молитвы? Тем более, без благословения духовника? Заранее спасибо.

Мария

Мария, нет, эту молитву читать не рекомендуется. Эта молитва появилась совсем недавно – в середине XIX века. По смыслу и некоторым оборотам она ближе к духу Ветхого Завета, которому была свойственна жестокость к врагам, чем к Новозаветному духу христианской любви и всепрощения. Кроме того, странно, что ее рекомендуется читать тайно, в то время, как любая христианская молитва не содержит в себе ничего такого, что потребовалось бы скрывать. Более того, этой "тайности" приписывают всю силу и действенность этой молитвы – а это уж совсем близко к мистике и оккультизму. Одним словом, я рекомендовал бы Вам воздержаться от чтения подобных "новых" молитв – в Православии и кроме них достаточно душеспасительных молитв.

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, является ли грехом носить украшения с изображением животных? Например, брошки с изображением кошки, собаки, птички? Спасибо.

Нина.

Нина, если это – не амулеты и не символы знаков Зодиака, то большого греха здесь нет. Почему я говорю "большого" – потому, что маленький грех все-таки есть: задайте себе вопрос, для чего Вы вообще носите украшения. Ведь Господь изначально создал человека красивым – и мужчину, и женщину. Вспомните слова из Писания, сказанные женщинам, носящим украшения: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3:3-4). И вот еще: "чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим. 2:9-10).

игумен Никон (Головко)

17 2012
По церковному Уставу положено совершать крестное знамение перед чтением молитвы и по окончании, при чтении вечернего и утреннего правила. Батюшка не всегда совершает крестное знамение в начале молитвы. Уточните пожалуйста, когда правильно совершать крестное знамение?

Тамара

Тамара, но ведь совершать крестное знамение тогда-то или тогда-то – это не догма, а скорее совет. При очень углубленной молитве многие совсем не крестятся – и в этом нет ничего ни плохого, ни удивительного

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте! Только что узнал, что просто ходить исповедоваться нельзя, нужно обязательно поговеть и прочитать каноны. Я этого не знал и пошёл на исповедь слабо подготовленным, с желанием исповедать только те грехи, что меня мучили, неужели мне их надо исповедовать повторно, теперь, когда я опять готовлюсь к исповеди и причастию? И моя исповедь Господом не принята? Я тогда говорил всё без записки–напоминания, и что вспомнил, всё сказал. Ведь если я что забыл, а батюшка прочитал разрешительную молитву, эти грехи остались на мне? Или остались неотпущенными и те, что я исповедал? Я не понимаю, как мне быть, объясните, пожалуйста. И ещё вопрос, как быть, если сомневаешься, был ли за тобой грех, или просто бесы крутят и вводят в искушение, нужно ли исповедаться в том, о чем с уверенностью не можешь сказать , согрешил или нет. Спасибо.

Андрей

Андрей, на самом деле говение перед исповедью – дело благочестивое и очень полезное, но не обязательное. Ведь самая главная цель говения – приготовление души к исповеди, то есть привести душу из состояния самодовольного и расслабленного в состояние самоуглубленного анализа и переосмысления жизни, в состояние осознания грехов и нежелания их повторения. Но если это состояние у Вас было перед исповедью, если сам факт исповеди и возможности раскаяться в грехах послужил для Вас к тому, что душа вошла в состояние умиления и раскаяния, то Вы уже достигли цели говения.
Вообще же, в отношении говения я бы несколько уточнил – говение необходимо перед причащением, а вот исповедоваться (при правильном настрое души) можно "на всякое время и на всяком месте".
В отношении воторого вопроса я бы посоветовал Вам все же обговорить эти моменты cо священником на исповеди.

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте! Мой сын умер от рака в 14 лет. За четыре месяца до смерти мы позвали священника в больницу, где лежал мой сын, и он его исповедовал. А в день похорон позвали священника на отпевание в ритуальный зал. А позже я узнала, что отпевание должно проходить в храме. Неужели все сделано напрасно и это недействительно? И что теперь можно сделать? Сама я хожу в церковь на Литургию каждое воскресенье, причащаюсь, исповедаюсь, читаю молитвы каждый день утром и вечером, стараюсь держать посты, заказываю панихиды и обедни за упокой. Но в душе чувство, как будто я не все делаю.

Елена

Елена, обычно отпевание совершается в храме, но это совсем не обязательно, поэтому в силу обстоятельств оно может быть совершено в любом месте. Поэтому нисколько не волнуйтесь – Вы все правильно сделали. Молитесь за сына, и да упокоит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

17 2012
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, муж нашел на улице серебряный крестик. Не знаем, как поступить, может быть, отнести в церковь? Заранее благодарны за совет.

Юлия и Александр

Уважаемые Юлия и Александр! Если он Вам не нужен, конечно, отнесите тогда в церковь. Если же он Вам понравился, ничего не мешает освятить его и носить – здесь нет ничего предосудительного или опасного, как думают многие.

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте. У нас с женой четверо детей. Она беременна пятым. Категорически против аборта. Я, старшие дети, родственики, помогающие воспитывать детей - против ребенка. У мамы жены от переживаний отказали ноги, у меня нервные срывы. Разрушается семья, четверо (пятеро) детей могут остаться без отца. Какой выход из этой ситуации?

Алексей

Выход, Алексей, очень простой: быть человеком, а не убийцей своего собственного, не родившегося пока, ребенка.
Вы - отец четырех детей: это прекрасно! Разве не содрогнулось Ваше сердце от самой появившейся в голове мысли об аборте? Волнения за будущее тоже несостоятельны. Творец наш Господь разве не пошлет пропитания и всего необходимого вашему ребеночку? Даже и малейшего сомнения не испытываю в особой милости Божией многодетной семье! Опомнитесь, дорогой Алексей! Перед Вами - достойный подражания пример Вашей любящей и любимой супруги. Где 4, там и 5: сейчас хорошо - будет отлично! Бог да простит Вам детоубийственные мысли и благословит на все доброе!

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Скажите, пожалуйста, кто святой покровитель у Евгения - 8 июля 1991 г . Крещен 9 сентября 2012 г.

Евгений

Дорогой Евгений!
Если при крещении Вы просто сохранили старое имя, таким образом, Вас не нарекали специально в честь какого-либо любимого святого, то, думаю, к Вашему случаю применимо следующее неписаное правило (или, скорее, традиция): считать небесным покровителем одноименного святого, память которого несколько позже дня рождения новокрещенного и ближайшая к этому дню. Получается, Ваш небесный покровитель - мученик Евгений и именины Ваши (день памяти этого святого) - 20 ноября.

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Я молюсь за одного человека, можно ли ему об этом знать?

Елена

Дорогая Елена!
Знать ему об этом можно, но не могу сказать заочно - нужно ли.
Вам этот человек известен сам, как и обстоятельства его жизни, побудившие Вас молиться за него. Потому и о пользе для него знать или не знать о Вашей молитве, думаю, Вам лучше, наверное, самой решать. Помолитесь, подумайте и решите, как будет лучше.

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Если я по национальности татарин, можно мне быть крестным у русских?

Ринат

Дорогой Ринат!
Для того, чтобы быть крестным, совершенно не обязательно быть русским. Нужно лишь быть искренним христианином, желающим наставить младенца в вере христианской. Таким образом, если Вы христианин, то есть крещены сами и верите по-православному, - Бог в помощь. Если же Вы - мусульманин или иной какой веры - крестным Вам быть никак не возможно. А национальность, повторяю, здесь не при чем

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Здравствуйте. Опишу вкратце: у меня единственный и лучший друг - девушка, дружим с ней давно, друг друга с полуслова понимаем (нам по 20 лет). И в последнее время у меня появилась влюбленность к ней. Но у нее есть молодой человек, причем давно, и похоже, скоро он ей сделает предложение (точно не уверен, но догадываюсь). Понятно, что любой мне скажет, что надо ее оставить, но максимум - получается не думать о ней полчаса. Молюсь, но если перестаю, мысли сразу о ней, хожу в церковь, но выйду, - и опять о ней. А если уж она сама позвонит или предложит встретиться, то весь день о ней думаю. Мне сейчас тяжело все понять, но меня просто изнутри всего разрывает, не знаю, как вам это описать, но уже весь извелся. Я ей желаю всего самого хорошего, но не могу я ее взять и оставить. Не знаю даже, какой Вы мне дадите совет, кроме молитвы, но пишу оттого, что уже устал сидеть на успокоительных, все сижу и думаю, какой толк от этого чувства, которое мне уже не один месяц не дает покоя.

Евгений

Дорогой Евгений!
Вы сами, мне кажется, ответили на свой вопрос. Конечно, раз девушка – не Ваша, то "дай ей Бог любимой быть другим", - сказал бы Пушкин. Никакого совета, кроме посильной  молитвенной борьбы с навязчивыми мыслями, в Вашей ситуации придумать не могу.  Единственное, что добавлю: надо почаще исповедоваться и причащаться: со временем искушение обязательно отойдет. Просто диаволу будет невыгодно пробуждать Вас к молитве. Его задача, скорее, нас расслабить. Так что не смущайтесь. Самое время благодарить Бога за попущенное Им искушение, ибо как же нам научиться бодрой по-настоящему молитве, если будет в жизни только тишь да гладь?!

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Здравствуйте, Батюшка. У меня умерла мама полгода назад, остался я с отцом вдвоём, а отца хочет увести какая-то женщина, мне он, конечно, ничего не рассказывает, но я все знаю, видел, и рассказывали, и помыслы ее задуманные я тоже знаю, и видно, что как под приворотом каким-то он становится. Так вот, подскажите, пожалуйста, батюшка, есть ли какая-нибудь молитва, чтобы отца вернуть обратно домой? Заранее спасибо.

Сергей

Дорогой Сергей!
Просто молитесь за отца и на домашней молитве, и на службе в храме, записочки за него подавайте - это в Ваших силах. А заставить его поступить так или иначе – совсем не в Ваших силах. Нам дано держаться добра самим, а всех сделать добрыми не можем, ибо даже Господь этого не делает, потому что не добро – насилие над Богом данной человеку свободой. Господь да наставит Вас на все доброе.

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Здравствуйте. Батюшка, помогите советом. Мы прожили с мужем 9 лет в браке, детей нет. Муж сказал, что разлюбил, и ушел. Я не могу прийти в себя, молю Бога, чтоб он сохранил мою семью. В отчаянии я согрешила, стала бегать по бабкам, гадалкам, они мне такого наговорили... И что это не мой мужчина, и что мы не будем вместе, и что скоро ко мне придет другой. Я не хочу в это верить. То, что сейчас происходит, это мое наказание и испытание. На все воля Бога. Я это понимаю. Но как принять Его волю, если Господь отнимает у меня любимого человека? Я не знаю, что делать. Я не хочу больше плакать, но не знаю, как его вернуть. Подскажите, как жить дальше и что делать? Помолитесь за рабов Божьих Виталия и Наталью и за воссоединение нашей семьи.

Наталья

Дорогая Наталья!
Что ж бегали, милая, по бабкам, набирали греха – и тяжкого к тому же. Обязательно покайтесь на исповеди, что обращались к бесам за помощью через их служительниц – бабок (что бы те ни говорили, это Ваш грех, и от него надо очиститься покаянием и больше ни за что на свете такого не допускать).  И, если решили довериться Божьей воле, – доверьтесь. Старайтесь читать почаще Евангелие, хранить Божьи заповеди, регулярно в храм ходить, регулярно исповедоваться. Верьте твердо: своих Господь не оставляет – это главное. Наше дело – по жизни быть Ему своими. Возвращение же мужа – дело мужнино. Он взрослый человек – ему решать, как это ни больно мне писать, а, тем более, Вам – читать. Насильно мил не будешь. Пути Божии нам неизвестны. Может быть, Виталий образумится, а, может быть, и нет. Помолюсь, чтобы раба Божия Наталия обрела мир души и доверилась Премудрому Божьему Промыслу.

протоиерей Илия Шапиро

17 2012
Доброго времени суток. Скажите, пожалуйста, праздность - то же самое, что и жизнь в сплошном веселье? Недавно услышал, что сокурсники активно обсуждают как отметить первую неделю учёбы, при том, что половина из них ещё не закрыли сессию. Можно ли такое поведение и отношение считать праздностью? И вообще, считается ли хождения по клубам, шатания по улицам ночью и желание набрать побольше народу и погромче отметить какой-то праздник, праздностью? Заранее спасибо.

Влад

Стремление жить в сплошном веселии - это уже одно из крайних проявлений праздности, своего рода – прожигание жизни, трата времени этой жизни не на обретение Царства Небесного, не на покаянный труд пересоздания себя с помощью Божией для жизни вечной, но, можно сказать, зарывание данного таланта жизни в землю.
Причиной или основой именно такого праздного отношения к собственной жизни является неверие или маловерие.  Как однажды выразился классик нашей литературы, "если Бога нет, то все позволено" - и, когда в душе человек не ощущает и не признает Бога, то, как сказано у апостола Павла:  "какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор.15:32) То есть, психология  такого рода поведения  человека  неверующего не удивительна: если отсутствует мотивация (Бог, жизнь вечная), то стремление к праздности и увеселениям вполне могут стать определяющими. Правда, это вовсе не означает, что человека верующего не может бороть духовная леность и, пусть не столь явно и грубы выраженная, но - также стремления к праздному времяпровождению.
Причиной этого, обычно, бывает отсутствие внутреннего (молитвенного) делания. В Евангелии сказано, что  "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12). Именно поэтому святые отцы говорят о том, что праздность развращает, и большое значение для спасения имеет труд – как духовный, молитвенный (покаяние, пост в том числе), так и труд вообще, определенная занятость. Поэтому, кстати говоря, в устроении монастырской жизни всегда большое значение уделялось послушанию, как выполнению тех или иных обязанностей, в том числе и обычному физическому труду.
В общем, христианину, в любом возрасте и на любом жизненном поприще полезней больше трудиться и как можно меньше пребывать в праздности.
"Нет, подлинно нет ничего в мире, что не портилось бы от бездействия. Так, вода стоячая загнивает, а текучая и всюду разливающаяся сохраняет свою доброту; и железо, лежащее без движения, становится слабее и хуже, и точится большей ржавчиной, а находящееся в деле становится гораздо полезнее и красивее, блистая нисколько не хуже всякого серебра; и земля, остающаяся в покое, как всякий может видеть, не произращает ничего хорошего, но дурные травы, терния, волчцы и бесплодные деревья, а получающая возделывание обильно производит питательные плоды. Вообще сказать, всякое существо от бездействия портится, а от свойственной ему деятельности становится полезнейшим. Итак, зная все это, сколько вреда от праздности и сколько пользы от деятельности, будем первой избегать, а последней держаться" (свят. Иоанн Златоуст. БЕСЕДЫ. На слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3). Слово 1).

протоиерей Андрей Спиридонов

17 2012
Здравствуйте! Когда я читаю молитву или о чем-нибудь прошу Бога, у меня появляются слезы. Скажите, пожалуйста, это хорошо или нет? Спаси, Вас Господь!

Мария

Уважаемая Мария! Такого рода проявления на молитве являются следствием сугубо индивидуальной душевной организации молящегося или молящейся. То есть, одни люди более эмоциональны, другие – менее. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, если, конечно, не предавать этому особого значения и не давать этим проявлениям излишнего развития.
Да, святые отцы говорят о даре слёз, но они же поясняют, что речь идёт о высоком благодатном даре от Бога, который могли понести только настоящие святые, и этот дар, на самом деле, подразумевал "плач" и молитву пред Богом не только о своих грехах, но и обо всем мире, при наличии другого, не менее великого дара – полноты любви к Богу и другим людям. Если же мы не обладаем настоящей святостью, то слезы на молитве, повторюсь, являются обычными эмоциональными проявлениями, на которые не стоит обращать внимания, чтобы не пойти по ложному и опасному пути, который святые отцы называли "духовной прелестью". Последнее подразумевает состояние прельщённости собственными мечтаниями, гордостью, чувствами, видениями и, в конечном счёте, нечистыми бесовскими духами, которые охотно стараются человека запутать и завести "не туда", если видят, что человек ищет не настоящего покаяния и общения с Богом, но – видений, ощущений, якобы высоких состояний. Поэтому нам, скажем так, обычным грешникам, на молитве нужно иметь большую осторожность и духовную трезвость, в особенности, если нам свойственны те или иные эмоциональные проявления, прямо с молитвой же связанные. Можно сказать и так:  нельзя на молитве допускать каких-либо мечтаний о себе самих, видимых образных представлений, сильных чувств и ощущений. Если же они вдруг возникают, то относиться к этому следует как к своего рода "внешним" стихиям, которые сами по себе от нас не зависят, но которые мы можем просто терпеть, не принимая в развитии или умножении этих "стихий" прямого участия.
Основным же внутренним нравственным содержанием нашей молитвы вполне может быть краткая молитва мытаря: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13). Этот евангельский пример исполнен именно что покаянного самоощущения и чужд всякого превозношения. Именно такое отношение к молитве является наиболее духовно безопасным.
"Слезы — естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, — ведомо ему было одно чистейшее насаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества, как надежда возвратить когда-нибудь блаженство. Верна эта надежда: потому что сочувствие к блаженству не изглажено из естества. Верна эта надежда: потому что сетование о потере небесного блаженства не может быть удовлетворено никаким временным удовлетворением; оно, оставаясь неудовлетворенным, ожидает удовлетворения, возвещает существование удовлетворения. В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость. Человек, в каком бы ни был земном благополучии, на какой бы высоте ни стоял, в каком бы обилии ни плавал, встречает и переживает такие минуты, часы и дни, в которые нуждается в утешении, доставляемом слезами, — утешения в другом утешении не находит. Каждый из нас лишь вступает в страну нашего изгнания и томления, в страну страданий и плача, как и ознаменовывает это вступление, начало своего существования, плачевным воплем. Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе, ознаменовываемое слезами при молитве его! Таковы невидимые, духовные восхождения в сердце своем положи, преходя юдоль плачевную — земную жизнь, которую Ты назначил для покаяния: ибо благословение даст законополагаяй нам плач и слезы. Очищающие себя плачем и слезами, пойдут от силы в силу, и явится Бог богов в Сионе — в духе человеческом, приуготовленном к приятию Бога истинным покаянием. Сеющии слезами, радостию пожнут. Те ходящии путем земной жизни, которые хождаху по пути узкому и прискорбному, и плакахуся, метающе семена своя, грядуще приидут радостию, вземлюще рукояти своя .
Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случай проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба: когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить человеческую кровь, тогда она проливает слезы. Эти слезы имел Нерон, в котором современные христиане, по жестокости его и ненависти к христианству, думали видеть антихриста]. К естественным слезам относятся слезы от огорчения; когда же огорчение имеет характер греховный, то слезы огорчения делаются слезами греховными. И естественные, и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми Отцами прелагать на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, — и плакать по этим причинам.
Чудное дело! те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться во-первых о стяжании причины их.
Причина слез — зрение и сознание своей греховности. Исходища водная изведосте очи мои, говорит святой пророк Давид, понеже не сохраних Закона Твоего. Причина слез — нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство — плач], питает, поддерживает, усиливает его. "Не плач происходит от слез, но слезы от плача, сказал преподобный Иоанн Пророк. Если кто, находясь посреди братства, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Чрез сие собираются помыслы его, и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль (плач) по Богу, а печаль рождает слезы". Слезы как дар Божий служат признаком милости Божией: "Слезы в молитве, — говорит святой Исаак Сирский, — суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слез"] .
Стяжавшему зрение своей греховности, стяжавшему страх Божий, стяжавшему чувство покаяния и плача, нужно испросить у Бога дар слез прилежною молитвою" (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетический опыты. Том 1. О слезах (http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/bryanchaninov_asketicheskie_opyty_1_25-all.shtml).

протоиерей Андрей Спиридонов

Закон Божий


Яндекс.Метрика